Состояние учетной политики в ТОО "Айсиар"

курсовая работа

2.2 Организация учетной политики и введения учета в ТОО "Айсиар"

Бухгалтерский учет активов, собственного капитала, обязательств и осуществляемых хозяйственных операций ведется способом двойной записи по плану счетов, разработанному на предприятии на основе Рабочего плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Бухгалтерский учет на предприятии компьютеризирован, каждое рабочее место бухгалтера оснащено соответствующей оргтехникой.

Компьютерная программа, используемая для бухгалтерского учета, разработана специально для ТОО "Айсиар" и учитывает специфику производства. Она содержит первичные документы и учетные регистры (ведомости, журналы ордера и т.д.), форма которых разработана в ТОО "Айсиар".

В целом же бухгалтерский учет ТОО "Айсиар" организован на достаточно высоком уровне, а бухгалтерская служба выполняет поставленные перед ней задачи.

ТОО "Айсиар" располагает различными видами основных средств необходимых для осуществления производственной деятельности.

В составе основных средств у ТОО "Айсиар" имеется площадь, где расположены офисы организации.

Для хранения готовой продукции имеется два складских помещения.

Основные средства действуют в течение длительного времени (более 1 года), как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Поступление, движение и выбытие основных средств оформляются следующими документами: приходная накладная, расходная накладная, счетами-фактурами, счета, актами о ликвидации основных средств, актов приемки продукции по количеству и качеству, доверенность.

Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально-ответственным лицом. Так как в бухгалтерии применяется 1С-Бухгалтерия, поэтому многие данные об основных средствах хранятся в компьютере и на каждое основное средство открывается инвентарная карточка.

Износ это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств.

Амортизация - стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы.

В ТОО "Айсиар" применяется равномерный метод начисления амортизации - этот метод является наиболее простым, при котором амортизируемая стоимость объекта ежемесячно списывается в равных суммах.

Для учета износа основных средств, применяют счета раздела 2 "Долгосрочные активы" счет 2420 "Амортизация основных средств".

Если по объекту основных средств начисление износа прекращено, то в инвентарной карточке указывают с какого времени прекращено начисление амортизации. В инвентарном списке основных средств по месту нахождения или эксплуатации делают пометку "изношено".

В конце месяца распечатывается "Отчет по основным средствам". В отчете указываются группы основных средств, наименование, подразделение, в котором установлены или хранятся основные средства, балансовая стоимость, амортизация, остаточная стоимость на начало месяца, изменение балансовой стоимости и изменение амортизации за период, балансовая стоимость, амортизация, остаточная стоимость на конец периода.

Основные средства для бесперебойной работы требуют уход, поэтому основные средства подвергаются осмотру и ремонту.

Ремонт подразделяют по организационно-техническим признакам на капитальный и текущий.

Все затраты, связанные с текущим ремонтом объектов основных средств, включают в расходы производства в том периоде в котором они возникли. Расходы на текущий ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объектов основных средств. На проведение капитального ремонта с подрядчиком заключают договор и составляется смета.

На предприятие ремонт проводится хозяйственным способом.

Оформление приемки-сдачи основных средств из капитального ремонта, реконструкции отмечается в инвентарной карточке. Если для установки или ремонта был приглашен специалист, то приемка отремонтированных основных средств оформляется "Актом приемки продукции по количеству и качеству".

Акт, подписанный работником предприятия, уполномоченным на приемку основных средств и представителем субъекта производившего ремонт, реконструкцию или модернизацию сдают в бухгалтерию. Акт подписывает бухгалтер и утверждает руководитель.

Если ремонт выполняет строительная организация, акт составляют в двух экземплярах. Затраты по ремонту основных средств выполняемые хозяйственным способом вне ремонтных цехов списывают непосредственно на издержки производства.

Основные средства списываются с баланса субъекта в результате ликвидации, реализации, обмена.

Списание основных средств оформляют "Актом о ликвидации основных средств", который применяется для оформления основных средств при полном или частичном списание, делают соответствующие изменения в компьютере.

Инвентаризация основных средств проводится не менее 1 раза в полгода.

Данные о фактическом наличии и техническом состоянии основных средств записывают в "Акте снятия остатков инвентаря", которые после проведения инвентаризации передаются в бухгалтерию предприятия. В актах указывают полное наименование объектов, цена, количество и сумма.

Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, созданная по приказу руководителя предприятия.

При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым данные отсутствуют или указаны не правильно, комиссия включает в акт и в инвентарные карточки недостающие сведения.

Основные средства не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению включению в акт не подлежат.

Данные акта заносят в "Отчет по основным средствам". Причем заполняются только те позиции, по которым были обнаружены расхождения с данными учета.

Также в конце месяца составляется Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 2400 "Основные средства".

В этой ведомости указываются полное наименование основных средств, сальдо на начало месяца, обороты за период по дебету и кредиту, сальдо на конец месяца.

Аналитический учет счетов ведется в карточках "Анализ счета" по каждому счету в отдельности.

Эти карточки распечатываются в конце месяца, в них указываются сальдо на начало периода данного счета, счета с которыми корреспондировал этот счет в течение периода, обороты за период, сальдо на конец периода по этому счету.

При поступлении объектов основных средств осуществленных путем строительства необходимо проверить обоснованность произведенных затрат на капитальное строительство и себестоимость капитальных вложений (счет 2930 - незавершенное строительство).

При этом затраты собираются на счете 2930 "Незавершенное строительство" следующим образом:

Д-т 2930, К-т 1300- списаны материалы, использованные на строительстве,

Д-т 2930, К-т 3350- списана зарплата рабочих,

Д-т 2930,К-т 3150- списан социальный налог,

Д-т 2930, К-т 3310- списаны услуги сторонних организаций;

Д-т 1420, К-т 3310- стоимость материалов и НДС их сторнируется и относится на увеличение строительства.

Собранные на счет 2930 "Незавершенное строительство" затраты и есть стоимость объекта и закрывается они в конце строительства после приемки и подписания акта выполненных работ проводкой Д-т 2400, К-т- 2930 - оприходован построенный строительный объект.

По приходу и выбытию основных средств и нематериальных активов осуществляются следующие хозяйственные операции.

Таблица 1. Хозяйственные операции по учету основных средств и нематериальных активов

№ п/п

Краткое содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.

При приобретении основных средств и наматериальных активов в счет выданных подотчетных сумм

- на стоимость,

- на сумму НДС

2700,

2400

1420

1250

1250

1250

2.

При приобретении у юридических (поставщики) и физических лиц (разные дебиторы и кредиторы)

- на стоимость,

- на сумму НДС

2700,

2400

1420

3310,

3390

3310

3.

Оприходованы излишки основных средств и наматериальных активов, выявленные при инвентаризации

2700,

2400

6210

4

Оприходованы основные средства и нематериальные активы, в виде вкладов в уставный капитал

2700,

2400

5000

5.

Начислен износ основных средств и нематериальных активов на общие административные расходы, процесс реализации, производстве, строительстве.

7110,

7120,

8040,

2930

2620,

2420

6.

Списан накопленный износ основных средств и нематериальных активов

2620,

2420

2700,

2400

7.

Списана остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов

7410

2700,

2400

Учет запасов на складе ведет материально ответственное лицо, в данном случае - кладовщик, которого назначает руководитель. Принятие ответственности за сохранность ценностей, вверенных материально-ответственному лицу, оформляется подписью на документе, по которому материалы передаются ему на хранение. Чаще всего этим документом является договор о полной материальной ответственности.

ТОО "Айсиар" имеет расчетный счет, а также валютный счет в банках.

Движение денежных средств в национальной валюте по расчетному счету отражается на счете 1040, в иностранной валюте на счете 1050.

На основании первичных документов: платежных поручений, мемориальных ордеров, чеков производятся различные операции на расчетном счете.

Регулярно бухгалтер, отвечающий за операции по расчетному счету, посещает банк и получает выписку банка с расчетного счета. В этой выписке отражаются суммы по дебету и кредиту счета, и выводится остаток.

В бухгалтерии ТОО "Айсиар" регистрируются все входящие и исходящие документы по расчетному счету в "Карточке счета: 1040". В этой карточке отражаются все документы, на основании которых были сделаны изменения на расчетном счете, изменения по дебету и кредиту, а также текущее сальдо, в конце выводится сальдо на определенную дату.

Затем составляется Журнал-ордер №2 и Ведомость по счету 1040 Наличность на расчетном счете". В нем обобщаются все данные из "Карточки счета 1040".

При учете денежных средств на расчетном счете составляются следующие проводки.

Таблица 2. Хозяйственные операции по учету денежных средств на расчетном счете

№ п/п

Краткое содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.

Поступление денежных средств на расчетный счет:

в счет погашения дебиторской задолженности

1040

1210

из кассы

1040

1010

в виде кредитов

1040

3010

за реализованную продукцию

1040

6010

2

Перечисление аванса под поставку товарно-материальных ценностей

1610

1040

3.

Погашение кредита банка

3010

1040

4.

Погашение задолженности перед поставщиком

3310

1040

Учет наличности в кассе в ТОО "Айсиар" ведется в соответствии с Правилами ведения кассовых операций. Учет наличности в кассе ведется в разделе 1 счете 1010 "Денежные средства в кассе в тенге" и счете 1020 "Денежные средства в кассе в валюте". По дебету счета отражаются остатки денежных средств на начало месяца и на конец месяца и поступление денежных средств, по кредиту - выбытие денежных средств.

Прием денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам. Поступают денежные средства с расчетного счета, за неиспользованный аванс и так далее.

Выдаются деньги из кассы по расходным ордерам. Выдают деньги в подотчет, в виде заработной платы, сдают на расчетный счет и тому подобное.

При этом будет следующая корреспонденция счетов.

Таблица 3. Хозяйственные операции по учету денежных средств в кассе

№ п/п

Краткое содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.

Поступление денежных средств в кассу

с расчетного счета

1010

1040

в счет погашения прочей дебиторской задолженности

1010

1280

по неиспользованному авансу

1010

1250

в виде кредитов

1010

3010

за реализованную продукцию, работы, услуги

1010

1210

2.

Выданы из кассы подотчетные суммы

1250

1010

3.

Выдача аванса под поставку товарно-материальных запасов

2910

1010

4.

Сданы денежные средства из кассы на расчетный счет

1040

1010

5.

Погашен кредит

3010

1010

6.

Выдана из кассы заработная плата и другие выплаты

3350

1010

В конце дня составляется отчет кассира и подшивается в кассовую книгу. В этом отчете указывается на основании, каких документов поступили или были выданы деньги, кто внес или получил, номер корреспондирующего счета, подсчитан приход или расход и выведен остаток.

Затем все произошедшие изменения по кассе группируются в "Журнале-ордере №1 и Ведомости по счету 1010 "Денежные средства в кассе в национальной валюте".

При инвентаризации проверяется фактическая наличность денежных знаков и других ценностей, находящихся в кассе. Проверке подвергаются также бланки строгой отчетности. В акте инвентаризации наличие денежных средств сверяется с данными учета на день инвентаризации определяется результат.

Аналитический учет ведется в карточках "Анализ счета", в которых указывается корреспонденция счетов в отдельности по каждому счету.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на пассивном счете 3350 "Краткосрочная задолженность по оплате труда".

Начисление зарплаты осуществляется на основании штатного расписания и тарифной ставки, в зависимости от формы оплаты труда.

ТОО "Айсиар" применяется сдельная и повременная оплата труда. При сдельной оплате труда начисляют зарплату в зависимости от нормы выработки. Расчет заработка при сдельной оплате труда осуществляется по документам о норме выработке. При повременной оплате труда начисляют зарплату в зависимости от проработанного времени в данном месяце.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Основная оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ включает в себя: оплату за отработанное время, премии, за работу в ночное время, за сверхурочные работы и т.п.

Дополнительная заработная плата включает в себя: оплату очередных отпусков, выходного пособия при увольнении и др.

Трудовые договоры заключаются преимущественно с руководящим составом на срок до 3 лет.

Для определения суммы заработной платы, подлежащей к выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания.

Из оплаты труда членов трудового коллектива и лиц, работающих по трудовым соглашениям, договорам подряда, по совместительству, выполняющих разовые и случайные работы, производятся различные рода удержания. По своему характеру эти удержания делятся на 2 группы обязательных удержаний.

К числу обязательных удержаний относятся индивидуальный подоходный налог, удержания в Пенсионный фонд, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.

Удержания из заработной платы производятся: 10% в пенсионный фонд от начисленной заработной платы, индивидуальный подоходный налог с заработной платы за минусом 1МРЗ (минимальный размер месячной заработной платы) минимально 10%. Удержанные налоги перечисляются в бюджет ежемесячно до 5 числа каждого месяца.

От фонда оплаты труда за минусом пенсионного фонда исчисляется социальный налог в размере 20% и более по таблице, в зависимости от суммы заработка, который списывается в конце месяца на затраты.

Эти расчеты производят в расчетно-платежной ведомости, которая служит и документом, по которому производят выплаты заработной платы за месяц.

Заработную плату выдают из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку "депонировано", составляет реестр невыданной зарплаты и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками суммы заработной платы.

Суммы, не выплаченной в срок заработной платы по истечении трех дней, сдают в банк на расчетный счет.

Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности в ТОО "Айсиар" организуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" с учетом всех изменений и дополнений, имеющие место по состоянию на 2012 год;

- Концептуальной основой для подготовки и представления финансовой отчетности, утвержденной Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29.10.2002 года № 542;

- Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);

- Рабочим планом счетов бухгалтерского учета ТОО "Айсиар";

Делись добром ;)