Теория и эволюция аудита

методичка

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Посещение занятий (лекции)

7

1

1

1

1

1

1

1

15

7

1

1

1

1

1

1

1

7

2

Практика

35

5

5

5

5

5

5

5

35

5

5

5

5

5

5

5

5

35

3

Выполнение заданий СРСП

28

4

4

4

4

4

4

4

28

25

4

4

4

4

4

4

4

28

4

Выполнение заданий СРС

30

10

10

10

30

30

10

10

10

30

5

Выполнение заданий рубежного контроля

Итого

100

100

100

100

Доля от итоговой оценки

0,30

0,30

15.3 Политика академического поведения

· быть терпимым, открытым, откровенным, доброжелательным и толерантным к сокурсникам и преподавателям;

· творческий подход к изучаемым проблемам;

· развитие аналитического способа мышления посредством умения применять современные научные и инструментальные методы и методики и исследовать фактические данные по предприятиям, отраслям и в целом по РК;

· быть пунктуальным, обязательным, дисциплинированным и аккуратным;

· на занятия приходить в деловой одежде;

· содействовать коллективной работе;

· конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях;

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Факультет «Учет и статистика»

Кафедра «Учет и аудит»

Лекционный комплекс

по дисциплине «Теория и эволюция аудита»

программы PhD специальности «6D050800 Учет и аудит»

Алматы, 2011 г.

Тема 1 «Содержание аудита как науки и практики и его роль в рыночной экономике»

Цель: дать общее понятие об аудите как о науке и практике, определить информационную базу аудита, его роль в рыночной экономике

Основные вопросы:

1.4. Содержание аудита как науки

1.5. Содержание аудита как практики

1.6. Финансовая отчетность как основная информационная база

аудита

1.4. Пользователи финансовой отчетности

1.5. Роль аудита в рыночной экономике

1.1 Содержание аудита как науки

История развития науки, под которой понимается «система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а так же отдельная отрасль таких знаний», показывает, что новые отрасли знания выделяются в самостоятельные науки тогда, когда определенный круг вопросов практической деятельности приобретает важное самостоятельное значение и требует углубленной научной разработки.

Аналитический процесс дифференциации общественных наук способствовал выделению таких специальных экономических наук, как менеджмент, маркетинг, экономический анализ и др., которые развивают и конкретизируют общие положения экономической теории, создавая тем самым предпосылки для превращения их в непосредственное руководство практикой хозяйствования. Сюда с полным основанием относится и аудит.

Аудит - специальная отрасль экономических знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

Аудит является элементом рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос (это одно из проявлений действия закона спроса и предложения).

Поскольку аудит, благодаря этим условиям, выделился в самостоятельную науку, необходимо правильно определить его ключевые понятия, к которым прежде всего относится содержание аудита. В литературе по аудиту встречается это понятие. Так, Г.А. Юдина, М.Н.Черных, А.Д. Шеремет, В.П. Суйц, Н.Н. Хахонова, И.Н. Богатая, в названии глав своих работ приводят это понятие, но не дают его определение, а раскрывают сущность аудита как практики, хотя слова «содержание» и «сущность» тождественны.

Но содержание аудита как науки и содержание аудита как практики, на наш взгляд, не тождественны. Мы разделяем мнение О.А. Мироновой и М.А. Азарской, которые пишут, что неправомерно аудит ограничивать рамками практики. Они в своей работе приводят «три характеристики аудита:

Аудит как область научных и специальных знаний.

Аудит как область практической деятельности.

Аудит как информационная система, используемая в управлении».

Отмечая отличительные признаки и взаимосвязь их, авторы пишут, что без специальных и научных знаний невозможно определить и выработать методические подходы, приемы, используемые в аудиторской деятельности. Информационная среда аудита развивается под влиянием научных теорий, системы стандартов, методических основ и других специальных знаний. В практической аудиторской деятельности пользователями может быть востребована не только аудиторская информация, полученная в виде результата (аудиторское заключение, отчеты), но и информация, являющаяся продуктом в информационной системе аудита [там же].

1.2 Содержание аудита как практики

Определив содержание аудита как науки, ответим на вопрос, что же представляет собой содержание аудита как практики, как это понятие трактуется в специальной литературе? Прежде всего остановимся на мнениях ученых стран с развитой рыночной экономикой, где аудит имеет более 200-летнюю историю. Так, английский ученый Р.Додж в своей, написанной в доступной и популярной форме, книге дает такую трактовку: «Аудит - независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия». Это определение, хотя и верное, но очень краткое. Оно не полностью раскрывает содержание аудита как практики.

Известный в США специалист в области теории и практики аудита профессор Университета штата Техас в Остине Дж. Робертсон в своей солидной по объему и содержанию монографии «Аудит» приводит два определения. Наиболее распространенное и популярное в США из них гласит следующим образом: «Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уро-вня информационного риска для пользователей финансовых отчетов». Информационный риск - это риск, связанный с тем, что информация, в данном случае, содержащаяся в финансовой отчетности, неверна. Уменьшение информационного риска сокращает надбавку за риск, которое должно платить предприятие.

Аудит, устанавливая степень достоверности финансовой отчетности, уменьшает риск ее потребителей. Это определение, хоть оригинальное и краткое, на наш взгляд, отражает лишь одну из основных задач аудита, которые делают его самостоятельной наукой и практикой.

Авторы книги «Аудит Монтгомери» пишут, что «аудитом» называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям. Почти дословно повторяет данное определение и французский адъюнкт - профессор по бухгалтерскому учету Высшей коммерческой школы Парижа Ж. Леворш. Формулировка его выглядит так: «Аудит - систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установления степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщения результатов заинтересованным пользователям».

Приведенные определения крупных специалистов в области аудита так же не лишены недостатков. Если цели аудита, указанные в них, не вызывают сомнений, то положение о «систематическом или системном процессе» можно употребить при определении сущности любой науки. Положение, касающееся данных «по поводу экономических действий и событий» носит расплывчатый характер, поскольку не все они связаны с бухгалтерским учетом и, следовательно, не содержатся в финансовой отчетности. В этом определении, как и в определениях Дж. Робертсона и авторов работы «Аудит Монтгомери» не подчеркивается независимость аудита.

Содержание аудита как практики представляет собой независимую проверку финансовой отчетности и связанной с ней прочей информации организации, с целью выражения мнения о степени их достоверности и соответствия требованиям действующих законодательных и норма-тивных правовых актов.

1.3 Финансовая отчетность как основная информационная база аудита

Основной информационной базой аудита является финансовая отчетность аудируемого субъекта.

В Международном стандарте финансовой отчетности (IAS)1 «Представление финансовой отчетности» отмечается, что «финансовая отчетность представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов предприятия. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству предприятия».

В действующем Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2009 года №234-III сказано, что «финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1. бухгалтерский баланс;

2. отчет о прибылях и убытках;

3. отчет о движении денежных средств;

4. отчет об изменениях в капитале;

5. пояснительную записку».

Этот же перечень годовой финансовой отчетности был подтвержден и Приказом Министерства финансов РК от 20 августа 2012 года №422 «Об утверждении перечня форм годовой финансовой отчетности» для публикаций организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций). А, как известно, в состав организаций публичного интереса входят и акционерные общества, которые обязаны в соответствии с названным выше законом составлять финансовую отчетность на основе ее международных стандартов.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности от 6 мая 2008 года внес изменения в МСФО (IAS)1 «Представление финансовой отчетности», согласно которому комплект финансовой отчетности включает:

a) отчет о финансовом положении на дату окончания периода;

b) отчет о совокупном доходе за период:

c) отчет об изменениях в капитале;

d) отчет о движении денежных средств;

e) примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации;

f) отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода в случае, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности. Это изменение принято для улучшения аналитических свойств отчетности.

1.4 Пользователи финансовой отчетности

Круг пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта очень широк. Он охватывает в основном две группы: непосредственно и опосредовано заинтересованных в деятельности хозяйствующего субъекта.

К первой группе относятся: собственники (акционеры); руководство (администрация); работники; поставщики; покупатели; инвесторы; кредиторы; государственные органы. Каждый из них имеет свои запросы к представляемой финансовой отчетности и изучает ее, исходя из своих интересов. Так, собственникам (акционерам) необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала, оценив насколько эффективно администрация хозяйствующего субъекта выполняет свои функции. Они заинтересованы в том, чтобы получить данные о способности организации выплачивать дивиденды, о целесообразности покупки, владения или продажи своих акций.

Руководство (администрация), управленческий персонал - это люди, назначаемые владельцами хозяйствующего субъекта для осуществления оперативного управления его деятельностью. Их называют менеджерами. Они в первую очередь должны обеспечить охрану и защиту имущественных прав собственников организаций, устойчивый доход, получение дивидендов.

Работники организации интересуются данными о ее деятельности с точки зрения возможности повышения уровня заработной платы, улучшения социальных условий и перспективов их работы в данной организации.

Коммерческие партнеры - поставщики, у которых хозяйствующий субъект приобретает товары в кредит, и покупатели, которые приобретают у них товары или услуги. Поставщикам необходимо иметь информацию о том, способен ли хозяйствующий субъект оплатить свои долги; покупатели должны быть уверены в том, что хозяйствующий субъект является надежным источником поставок и ему не грозит банкротство. Инвесторам необходимо определить выгодность помещения в организацию своих капиталов. Входя в долю, в пай, приобретая акции организаций, инвестор оценивает насколько выгодно поместить свой капитал, сбережения, каковы возможные дивиденды на вложенный капитал, которые будут выплачиваться акционерами. Несомненно, что вкладчик капитала заинтересуется курсом приобретаемых акций на рынке ценных бумаг, оценит риск банкротства организации, прежде чем решится приобрести ее акции.

Кредиторы организации - банки, представляющие краткосрочные и долгосрочные кредиты, деловые партнеры - заимодавцы, вкладывающие в данную организацию свой капитал. Банкам и заимодавцам необходимо быть уверенным в том, что организация сможет вовремя возвратить выданный ей кредит и займы, выплачивать за них проценты. С этой целью они оценивают степень риска при предоставлении кредитов и займов, решают вопрос о выделении кредита и предоставлении займа данной организации и целесообразности их продления, условия кредитования и выдачи займа, гарантии их возврата.

Делись добром ;)