Управление основными средствами на предприятии

дипломная работа

1.2 Документальное отражение операций по учету основных средств

Хозяйственные операции, связанные с движением основных средств оформляются соответствующими первичными документами, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Таблица 2. Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств

Номер формы

Наименование формы

1

2

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

ОС-1б

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

ОС-4б

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования

Основные средства принимаются к учету после того, как учтены и сформированы все затраты, связанные с их поступлением в организацию. Принятие к учету объектов основных средств или их передача (например, по договору купли - продажи, мены, дарения, лизинга) оформляется следующими документами:

· Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС - 1);

· Акт о приеме-передаче здания (сооружения);

· Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).

Акты утверждаются и составляются руководителями организации - получателя и организации - сдатчика. К акту прилагается техническая документация, паспорт и др. На недвижимое имущество и в случаях сделок с ним заполняется реквизит «Государственная регистрация прав».

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

Для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств в результате физического или морального износа применяется Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4). При списании автотранспортных средств применяется Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС - 4а), а при списании групп объектов основных средств - Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС - 4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).

Аналитический учет объектов основных средств ведется в инвентарных карточках (книге) типовой формы: инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС - 6), инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС - 6а), инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС - 6б).

Данные регистры применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме № ОС-6, на группу объектов - по форме № ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий - по форме № ОС-6б.

Заполнение инвентарных карточек производится на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б), сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарной карточке фиксируется вся информация по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные особенности, проведенные капитальные ремонты, модернизации и т.д. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре, подписываются бухгалтером и находятся в бухгалтерии организации.

Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств. Он составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.

В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.

Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма № ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.

На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).

Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по формам № ОС-1 или № ОС-1б.

Для оформления материальных ценностей, полученных в результате разборки и демонтажа зданий и сооружений и пригодных для использования при производстве работ в организации составляется Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).

Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика.

Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.

Делись добром ;)