Управленческий учет на малом предприятии ООО "Виптранс"

курсовая работа

1.2 Основные аспекты и варианты организации управленческого учета на предприятиях малого бизнеса

Малое предпринимательство в современной России получило свое развитие лишь в последние десять-пятнадцать лет, что обусловлено известными историческими причинами. При этом развитие малого бизнеса до настоящего момента не обрело должной динамики, ввиду несовершенной законодательной базы, недостаточной государственной поддержки, а также недостаточно эффективного в целом его методического сопровождения. Между тем, малый бизнес в силу его мобильности и восприимчивости вполне уместно рассматривать в качестве резерва развития экономики нашей страны. Под малоэффективным методическим сопровождением, а, проще говоря, неэффективным ведением бизнеса, в данном контексте, в первую очередь, следует понимать стратегически и экономически неоправданные управленческие решения. Внедрение основ современного менеджмента в повседневную деятельность малых предприятий представляется достаточно реальной и невысоко затратной задачей, исходя из компактности и относительно высокой маневренности последних по сравнению с крупными объектами управления.

Для построения эффективной системы управленческого учёта на предприятиях малого бизнеса необходимо определить методологические и организационные основы организации учета.

Управленческий учет базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учёта, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата - повышения качества управления организацией.

Изначально, руководство фирмы должно определить круг вопросов, решаемых при условии внедрения управленческого учета, и осознавать, что успешная деятельность предприятия зависит не только от общей системы управления, но и от достоверной информации, содержащейся в системе управленческого учёта. Каждое предприятие стремится стать более благополучным, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учета считается секретной.

Можно отметить две главные особенности управленческого учёта: ориентация на пользователя информации и оперативность предоставления данных. Ориентация на пользователя информации - определенного менеджера организации - характеризует сущность управленческого учёта. Потребности менеджеров в информации для принятия решений и контроля будут зависеть, во-первых, от функциональной области, в которой они специализируются, во-вторых, от их положения в организационной структуре предприятия. В связи с этим система управленческого учета на конкретном предприятии может быть построена различными способами, учитывающими указанную специфику.

Например, это может быть комплексная информационная система, которая обеспечивает менеджеров на всех уровнях управления необходимой информацией о состоянии каждой из основных функциональных областей: производства, продажи, финансов и т.д. Вместе с тем это может быть и локальная система, которая формирует данные для ограниченного круга менеджеров (например, система показателей деятельности службы главного инженера) или в пределах ограниченной функциональной области (например, оперативный учет производства или финансовых показателей деятельности).

Вторая особенность управленческого учета - оперативность - обусловлена тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям.

При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учётных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность получения информации. Проанализировав зарубежный и отечественный опыт, можно выделить три основные цели организации системы управленческого учёта как части информационной системы учета в современном бизнесе:

- реализация концепции контроллинга, которая дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации;

- проведение финансово-экономических расчетов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений;

- калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами.

Каждое предприятие, исходя из перечисленных целей, может выбрать для себя наиболее приоритетное направление и, приняв его за основу, строить свою модель системы управленческого учета.

Из задач, которые призвана решать система управленческого учета, можно выделить наиболее важную - помочь управленческому персоналу предприятия в принятии тактических и стратегических решений в управлении бизнесом.

Для успешной организации управленческого учета в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки, прежде всего, целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Это позволит определить и сформировать:

- места возникновения затрат;

- центры ответственности;

- носители затрат.

В управленческим учете должен быть реализован не только системный, но и ситуационный подход. Основой ситуационного подхода является ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Конкретная специфика условий, в которой работает предприятие, накладывает отпечаток на выбор тех альтернатив, которые наилучшим образом позволяют достичь ему своих целей в сложившейся ситуации. Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета стоит признать ее экономическую эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает, как от наличия системы учёта за счет улучшения качества принимаемых решений, так и от оптимизации ее применения. Также стоит учитывать, что процедура внедрения учета очень трудоемкий и продолжительный процесс, в котором будут задействованы все структурные подразделения предприятия.

Делись добром ;)