logo
Учет безналичных расчетов

1.2 Оформление открытия расчетного счета

Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение соответствующего договора и представление всех установленных документов.

Раньше же счет открывался по разрешительной надписи уполномоченного должностного лица банка на заявлении на открытие счета[1].

Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. При открытии счета должностные лица банка проводят идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности).

Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей установлены Положением ЦБ РФ [12].

Банк обязан идентифицировать не только своего клиента, то есть лицо, находящееся на обслуживании и совершающее банковские операции и иные сделки, но и установить и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

В банке должна быть разработана и утверждена руководителем программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей. Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, в том числе порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и основания оценки такого риска. Программа идентификации предусматривает сбор и фиксирование сведений о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через банк, и т.п., а также установление и сбор сведений о выгодоприобретателе.

Требование по идентификации считается выполненным, если банк может на основании соответствующих документов и сведений подтвердить, что предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, указанных выше, а также документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также другой необходимой информации и документов.

При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) должностное лицо банка должно не только идентифицировать клиента (выгодоприобретателя), проверить наличие у клиента правоспособности (дееспособности), но и установить, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом [15].

В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, должностные лица банка обязаны установить личность представителя клиента, а также получить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий.

При установлении личности лиц, наделенных правом первой или второй подписи, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, должностные лица банка могут использовать аналог собственноручной подписи вышеперечисленных лиц, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий [5].

Банки обязаны располагать копиями документов, удостоверяющих личность идентифицируемого банком лица, или личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу, документировать сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, а также систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях [5].

Рассмотрим документы, необходимые для открытия банковского счета.

Во-первых, для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством, то есть нотариально удостоверенные либо удостоверенные органом, выдавшим документ [15].

Для юридических лиц предусматривается возможность изготовления и заверения копий документов самим клиентом, банк при этом устанавливает соответствие копий оригиналам документов, проверяет наличие в них подписи лица, заверившего копию документа, его фамилии, имени, отчества и должности, а также оттиска печати клиента. После этого на изготовленной клиентом копии документа должностное лицо банка делает надпись "сверено с оригиналом" и проставляет свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей распорядительным актом банка [5].

Кроме того, должностное лицо банка может самостоятельно изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом, сделав на копии документа надпись "копия верна" и проставив свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей распорядительным актом банка.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу - резиденту в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

в) учредительные документы юридического лица;

г) лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу;

д) карточка с образцами подписей и оттиска печати;

е) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

ж) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

и) договор банковского счета, заполненный и подписанный руководителем, заверенный печатью юридического лица (бланк выдается в банке);

к) анкета клиента (бланк выдается в банке);

л) доверенность на право получения и представления финансовых документов (на лиц, не значащихся в карточке) заполненная и подписанная руководителем и главным бухгалтером юридического лица, заверенная печатью (бланк выдается в банке).

Во-вторых, документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [5]. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документы, представляемые при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), должны быть легализованы [15].

В настоящее время действует следующий порядок легализации документов.

Документы, присланные (ввезенные) из-за границы, должны быть легализованы в посольстве (консульстве) РФ за границей или в посольстве (консульстве) иностранного государства в РФ.

Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Подлинность подписи переводчика заверяется нотариально.

В-третьих, при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) клиент обязан представить все документы, содержащие достоверные сведения и необходимые для открытия соответствующего счета[5].

Клиент обязан представить и иные документы в случаях, когда законодательством РФ открытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) обусловлено наличием документов, не указанных в Инструкции.

Счет является открытым с момента внесения записи в Книгу регистрации открытых счетов [5]. Внести запись об открытии счета банк должен не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.

Одним из обязательных документов, представляемых для открытия счета, является карточка с образцами подписей и оттиска печати. Теперь карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется и физическими лицами при открытии текущих счетов, счетов по вкладам.

Карточка заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета [10].

По общему правилу, действовавшему и ранее, бланки карточек могут изготавливаться как клиентами, так и банком самостоятельно. Банк также изготавливает необходимое для использования в работе количество копий карточки.

Копии карточек в настоящее время могут быть заверены подписью как главного бухгалтера банка, или его заместителя, так и сотрудником банка, уполномоченным распорядительным актом банка оформлять карточку, но только в том случае, если карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется в присутствии уполномоченного сотрудника кредитной организации (филиала) либо подразделения расчетной сети Банка России.

Изменения в поля банковской карточки могут быть внесены как по заявлению клиента, так и банком самостоятельно. При внесении изменений зачеркивание текста осуществляется уполномоченным лицом тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое.

Допуская использование аналогов собственноручной подписи представителем клиента или лицом, уполномоченным распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, а также лицами, наделенными правом первой или второй подписи.

Запрещается применение такого аналога собственноручной подписи, как факсимильная подпись.

Наряду с руководителем, правом первой подписи могут быть наделены иные лица независимо от выполняемой функции, за исключением лиц, наделенных правом второй подписи [5].

Право первой подписи в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, может быть передано управляющему, управляющей организации или единоличному исполнительному органу управляющей организации.

Право второй подписи, по общему правилу, принадлежит главному бухгалтеру клиента -- юридического лица и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта руководителя юридического лица.

Третьим лицам может быть предоставлено право второй подписи на основании распорядительного акта руководителя клиента -- юридического лица, но только в случаях, если ведение бухгалтерского учета передано им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [5].

Если руководитель клиента -- юридического лица ведет бухгалтерский учет лично, то в карточке проставляется собственноручная подпись руководителя и в поле "Вторая подпись" совершается запись о том, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует [5].

Подлинность подписей указанных лиц может быть удостоверена нотариально либо уполномоченным лицом банка.

Для заверения подписи на банковской карточке, необходимо предоставить следующие документы:

- устав;

- учредительный договор;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельство о постановке на налоговый учет;

- выписку из единого государственного реестра юридических лиц;

- решение уполномоченного органа о создании юридического лица;

- приказы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в банковской карточке.

Поле "Образец оттиска печати" должно предусматривать возможность проставления оттиска печати диаметром не менее 45 мм, не выходя за границы данного поля. В случае если законодательством иностранного государства не установлена обязанность наличия печати, юридическое лицо, созданное на территории указанного государства, вправе не проставлять оттиск печати, указав в поле "Образец оттиска печати", что печать отсутствует [5].

Клиентом представляется новая карточка в случаях:

- замены или дополнения хотя бы одной подписи;

- замены (утери) печати;

- изменения фамилии, имени, отчества указанного в карточке лица;

- изменения реквизитов, позволяющих идентифицировать клиента;

- досрочного прекращения или приостановления полномочий органов управления клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Карточка действует до прекращения договора банковского счета, закрытия счета по вкладу (депозиту) либо до ее замены новой карточкой [3].

Во избежание штрафных санкций в течение семи дней со дня открытия расчетного счета, юридическому лицу необходимо уведомить налоговый орган сообщением об открытии счета.Сообщение об открытии расчетного счета подается в территориальную ФНС непосредственно руководителем юридического лица или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности либо направляется по почте заказным (ценным) письмом с описью вложения.После сдачи в банк необходимых документов, включая карточки с образцами подписей директора и главного бухгалтера между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются: стоимость открытия счета, стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, стоимость наличного обращения, проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах. Банк присваивает расчетному счету предприятия специфический серийно-порядковый номер.

Если в течении трех месяцев после открытия на счете не было движения, то он закрывается [15].