logo
Учет готовой продукции, ее документальное оформление и отражение в бухгалтерском балансе

1.5 Коммерческие расходы и расходы на рекламу

На предприятиях кроме расходов, связанных с производством продукции, возникают также расходы, связанные с её отгрузкой и реализацией. Эти расходы называются расходами на продажу и вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции.

В соответствии с типовой номенклатурой к расходам на продажу относят:

ѕ расходы по организации сбыта (маркетинговые операции);

ѕ расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат, услуги своих вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковки, оплата затаривания). Затраты на тару (упаковку) входят в коммерческие расходы, когда готовая продукция упаковывается на общезаводском складе. Если упаковка (затаривание) осуществляется в производственных цехах до сдачи продукции на склад, то её стоимость от носится на производственную себестоимость;

ѕ расходы по доставке продукции на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны и на судна, автомобили и другие транспортные средства, оплата железнодорожного тарифа или водного фрахта в тех случаях, когда цены на продукцию установлены франко-станция назначения, а так же оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор;

ѕ комиссионные сборы торговым и сбытовым организациям за продажу ими продукции, которая не может быть реализована самим предприятием в общем порядке и передается этим организациям для реализации на комиссионных началах;

ѕ затраты на рекламу: объявления в печати, на радио и телевидении, проспекты, каталоги, буклеты, участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором покупателям или посредническим организациям бесплатно, и др.;

ѕ прочие расходы, связанные со сбытом продукции (хранение, подработка, подсортировка, анализ продукции и др.).

Затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые покупателями, в состав коммерческих расходов не включаются.

Для учёта коммерческих расходов используют синтетический активный счет 44 «Расходы на продажу». Аналитический учёт их ведется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой.

Коммерческие расходы в бухгалтерском учёте отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счетов:

ѕ 10 «Материалы» - на стоимость израсходованных материалов и тара на упаковку продукции на складе;

ѕ 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг вспомогательных производств по изготовлению тары, доставке продукции на станцию (пристань, аэропорт) отправления;

ѕ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

ѕ 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму отчислений на социальные нужды от заработной платы работников, занятых упаковкой, сбытом и сопровождением продукции;

ѕ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, связанных с упаковкой, затариванием готовой продукции на складе, погрузку ее на транспортные средства и сопровождение груза;

ѕ 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами за транспортировку готовой продукции и её выгрузку;

ѕ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму расходов по рекламе, а также услуг транспортных организаций (железнодорожных, водных), оплаченных расчетными чеками за перевозку готовой продукции, и др.

Расходы на продажу присоединяются к производственной себестоимости отдельных видов реализованной и отгруженной продукции по прямому признаку. И лишь в той их части, которая не может быть отнесена по прямому признаку, она распределяется между отдельными видами реализованной и отгруженной продукции пропорционально её массе, объему и производственной себестоимости или стоимости по отпускным ценам. В связи с этим в текущем учете коммерческие расходы необходимо подразделить на прямые расходы, относимые на отдельные виды продукции по прямому признаку, и косвенные, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально той или иной условной базе. При этом база для распределения различных видов косвенных расходов, как правило, не может быть одинаковой, поэтому они должны распределяться по каждой статье коммерческих расходов в отдельности. Присоединение косвенных расходов к прямым дает возможность определить общую величину коммерческих расходов по отдельным видам реализованной и отгруженной продукции.

Все выявленные коммерческие расходы распределяют между реализованной продукцией и остатком неотгруженной (нереализованной) продукции. При этом коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции, в бухгалтерском учете списываются записью:

Дт сч. 90 «Продажи» - Кт сч. 44 «Расходы на продажу».

Коммерческие расходы, относящиеся к остатку неотгруженной (нереализованной) продукции, остаются на счете 44 «Расходы на продажу», а при составлении баланса отражаются по статье «Прочие запасы, затраты». Таким образом, на производственных предприятиях всегда возникает переходящий остаток коммерческих расходов, который необходимо учитывать при последующем их распределении. В целом систему построения синтетического и аналитического учете коммерческих расходов и последовательность расчетов распределения можно представить в идее следующей схемы (смотрите Приложение А).

Производственные предприятия, имеющие незначительный объем сбытовых расходов, учет этих затрат могут организовать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».