Аудит денежных средств в кассе и на расчетном счете организации на примере ООО ГК "Минеральные воды"

курсовая работа

6. Аудит денежных средств в кассе и на расчетном счете на примере ООО ГК «Минеральные воды»

Объектом исследования является ООО ГК «Минеральные воды» - оптово-розничная торговая компания. Вид деятельности: оптово-розничная торговля минеральной и природной питьевой водой; доставка по городу и области собственным автотранспортом. Основные дотационные статьи расходов: заработная плата штатных работников, налоги от фонда оплаты труда, коммунальные услуги, аренда помещения, содержание автопарка, текущий ремонт и прочие.

Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной системе с применением универсальной программы по бухгалтерскому учету для персональных ЭВМ 1С Бухгалтерия 8, а также с использованием информационной системы «Консультант Плюс» и «Главбух-Инфо». Регистрами синтетического учета являются главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета; регистрами аналитического учета - карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету.

Предметом исследования является аудит движения денежных средств в кассе и на расчетном счете ООО ГК «Минеральные воды».

Актуальность работы заключается в том, что эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного денежного обращения, который в свою очередь зависит от действительного контроля над документальным оформлением и добросовестностью работающих сотрудников. Так как, контроль осуществляется непосредственно аудитором, аудиторская проверка кассовых операций и операций на расчетном счете организации является темой написания работы.

1. Теоретические основы аудита кассовых операций

1.1 Цели и задачи аудита кассовых операций

Кассовые операции - это операции со счетными деньгами, которые совершаются хозяйствующими субъектами с целью получения денежных средств, а также операции по приему и выдаче денег из касс организаций, банка.

Цель аудиторской проверки кассовых операций - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Данное направление аудита может быть реализовано при проведении как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки, а также может быть предметом отдельного договора, но чаще всего входит составной частью в договор общего аудита.

Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованы в следующей последовательности:

1. Инвентаризация фактического остатка наличных денег в кассе и соответствие его учетным данным по кассовой книге;

2. Проверка по приходным и расходным ордерам полноты и своевременности оприходования и списания наличных денег по кассовой книге;

3. Проверка наличия оправдательных документов к приходным и расходным ордерам на основании которых они оформлены (билеты, счета, чеки, наличие приказа);

4. Проверка законности совершенных хозяйственных операций;

5. Проверка фактического наличия других ценностей, хранящихся в кассе, которые в соответствии с действующими нормативными документами надлежит хранить в кассе (ценные бумаги, бланки строгой отчетности, драгоценные подарки предприятию);

6. Проверка итогов в кассовой книге и других учетных регистров;

7. Обеспечение сохранности денежных средств при их получении, доставке из банка (предприятия), хранении и выдаче на предприятии в соответствии с требованиями рекомендаций МВД РФ по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке;

8. Проверка наличия письменного договора о полной материальной ответственности с кассиром.

Очередность проверки кассовых операций может быть различна по усмотрению аудитора.

Аудитор, прежде всего, должен определить соответствие проверяемых хозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормам действующего законодательства. Нормативными правовыми документами, регулирующими наличное денежное обращение в Российской Федерации и определяющими порядок ведения кассовых операций, которые необходимо учитывать, являются:

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 №40 (в ред. от 26.09.2002 г.);

Положение ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой на территории РФ»;

ФЗ ЦБ РФ от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации содержит общие положения о порядке ведения кассовых операций и устанавливает процедурные правила по следующим разделам:

§ прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов;

§ ведение кассовой книги и хранение денег;

§ ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Существуют два способа проверки кассовых операций: выборочный (документы, относящиеся к кассе проверяются выборочно), сплошной (проверяются все без исключения документы, относящиеся к кассовым операциям). Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Это связано с подвижностью данных активов и подверженностью их злоупотреблениям.

Задачами аудита кассовых операций являются:

§ проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

§ правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;

§ контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

§ своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Таким образом, цели и задачи аудита кассовых операций тесно связаны общей целью. Соответствие применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам является ценностно-смысловой сферой аудита кассовых операций.

1.2 Проверка регистров, форм отчетности и особенности компьютеризированного ведения учета кассовых операций

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств и кассовой наличности как их составляющей аудитор сопоставляет остатки денежных средств на отчетную дату с кассовой книгой и первичными документами, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров (см. приложение №1) или заменяющих их карточек счета, далее со счетами в Главной книге и с балансовыми данными.

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации.

В соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (в ред. приказа Минфина РФ от 31.12.2004 №135н) показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В отчете о движении денежных средств должны быть приведены данные об их поступлениях в отчетном периоде по наличному расчету с выделением:

§ расчетов с юридическими лицами;

§ расчетов с физическими лицами;

§ поступлений денежных средств с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности;

§ сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;

§ сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.

В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 »Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).

Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

- 50.1 «Касса организации»;

- 50.2 «Операционная касса»;

- 50.3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50.1 учитывают денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Субсчет 50.2 открывается организациями для учета наличия и движения денежных средств при необходимости.

На субсчете 50.3 учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы отражаются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги нумерация должна быть сплошной с начала года. Кроме того, должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни в целом и операции с кассовой наличностью в частности. Однако проведение аудитором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание, в том числе, на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Таким образом, при проверке регистров и форм отчетности аудитору необходимо проверить соответствие остатков денежных средств на отчетную дату с кассовой книгой и первичными документами, далее с регистрами бухгалтерского учета, с главной книгой и с балансовыми данными. Также следует обратить особое внимание на правильность бухгалтерских проводок и использование субсчетов. В условиях автоматизированного ведения учета кассовых операций необходимо учитывать возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации.

1.3 Проверка оформления первичных документов

В соответствие с Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 №55 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций» к первичной документации кассовых операций относится (см. приложение №1):

§ приходный кассовый ордер (форма №КО-1);

§ расходный кассовый ордер (форма №КО-2);

§ журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3);

§ кассовая книга (форма №КО-4);

§ книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма №КО-5);

§ авансовый отчет (форма №АО-1).

Документы должны быть четко и правильно оформлены: без исправлений, с наличием расписок получателей, погашенные штампом «Оплачено» с указанием даты. Проверяется законность и обоснованность произведенных из кассы выплат денежных средств.

Рассмотрим каждый из видов первичных документов:

а) Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. При проверке ПКО аудитору необходимо посмотреть заверен ли документ подписью уполномоченного лица. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия. Они могут также свидетельствовать о фактах неполного зачисления наличной выручки от контрагентов;

б) Расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере, в оправдание расхода наличных денег по кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию с кассира. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером. Большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете, в особенности факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации. При проверке РКО аудитору необходимо посмотреть заверен ли документ подписью уполномоченного лица;

в) Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи. При проверке журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов аудитор должен убедиться что все РКО и ПКО в него занесены. Также, при компьютеризированной системе учета кассовых операций необходимо убедиться, что все РКО и ПКО занесены в базу;

г) Кассовая книга применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе. Она должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана печатью и вестись в одном экземпляре. Записи в кассовой книге должны быть идентичны записям в отчете кассира и подтверждаться первичными документами. Если на предприятии учет кассовых операций компьютеризирован, то допускается ведение кассовой книги в электронном виде, листы которой распечатываются на принтере в двух экземплярах (первые экземпляры периодически сброшюровываются в виде книги, второй экземпляр служит отчетом кассира). В этом случае аудитор должен убедиться самостоятельно или с привлечением эксперта в защищенности программы от несанкционированного доступа кассира и других лиц с целью изменения нумерации документов (программа должна генерировать следующий номер приходных и расходных документов автоматически при их подготовке и распечатке бланка);

д) Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также для учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям;

е) Авансовый отчет - это документ первичного учета, подтверждающий расходование выданных авансом подотчетных сумм с приложением оправдательных документов. При проверке первичных документов аудитор должен определить действительно ли при выплатах подотчетным лицам оформляется авансовый отчет.

Пунктом 2 указанной статьи и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, установлено, что первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

§ наименование документа (формы);

§ код формы;

§ дату составления;

§ наименование организации, от имени которой составлен документ;

§ содержание хозяйственной операции;

§ измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

§ наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

§ личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники). Их соответствие в обязательном порядке должен проверить аудитор. Таким образом, при проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей (выполняется по возможности) получателей денег на расходных кассовых ордерах.

1.4 Инвентаризация кассы

Ревизия кассы - это элемент внутреннего контроля в организациях и предприятиях индивидуальных предпринимателей. Согласно п.1.11 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утв. ЦБ РФ 12.10.2011 №373-П, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель самостоятельно определяют порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег.

При этом пунктом 2 ст.12 закона от 21.11.1996 №129-ФЗ о бухгалтерском учете для юридических лиц установлены случаи, когда проведение инвентаризации кассы является обязательным, а именно:

§ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

§ при смене кассиров;

§ при выявлении фактов хищения или злоупотребления.

Одним из наиболее ценных источников получения аудиторских доказательств служат результаты инвентаризации кассы, проведенной совместно или самостоятельно аудитором. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.

Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт служит письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки. Он составляется в двух экземплярах для материально-ответственного лица и для бухгалтерии, а при смене кассира - в трех экземплярах.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств и их соответствие предписанным нормам.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что ревизия в кассе необходима, чтобы обеспечить сохранность денежных средств, предупредить их безосновательное расходование или излишнее оседание, способствует ускорению денежного оборота. Также ревизия кассовых операций дисциплинирует материально ответственных лиц и служит прямыми доказательствами работы аудитора.

1.5 Проверка соблюдения лимита остатка наличных денежных средств в кассе и применение контрольно-кассовых машин

В кассе предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Лимит кассы пересматривается в начале каждого года. Для этого в банк представляется расчет по форме №0408020 (см. приложении №1) Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 №14-П. Эту же форму можно подать и для увеличения лимита в течение года, как правило, это требуется, если у организации существенно выросла наличная выручка.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Если сумма наличных в кассе превышает лимит, то деньги можно сдать непосредственно в дневные или вечерние кассы банков, а также инкассаторам.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера - пять дней).

Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе предприятия, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассы, выявить отклонения от лимита и оформить все выводы.

При осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг организация в обязательном порядке применяет контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт»).

Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККТ несколько операционных. Для каждого объекта ККТ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину. Заметим, что фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно обращать внимание на записи показателей счетчиков не только действующих машин, но и бездействующих, а также находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта.

Таким образом, аудитору необходимо проверить остаток наличных денежных средств в кассе и соответствие их с установленным лимитом, также соответствие фактического количества ККМ с данными бухгалтерского учета. Так как, данные нарушение являются незаконными и преследуются налоговыми органами.

2. Теоретические основы аудита расчетного счета организации

2.1 Цели и задачи аудита расчетного счета в банке

Расчётный счёт - учётная запись, используемая банком или иным расчётным учреждением для учёта денежных операций клиентов.

Цель аудиторской проверки операций на расчетном счете в банке - формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Аудитор при проверке операций по расчетному счету в банке должен учитывать основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном счету в банке и бухгалтерский учет этих операций. Основными нормативными документами, регулирующими вопросы ведения расчетного счёта предприятия, являются:

§ Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129 - ФЗ (ред. 03.11.2006 №183 - ФЗ);

§ Приказ Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 №94н (ред. От 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»;

§ Гражданский Кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 №230-ФЗ (Принят ГДФС Российской Федерации 24.11.2006) (ред. От 01.12.2007);

§ Налоговый кодекс РФ (часть I), утв. Федеральным законом №146-ФЗ от 31.07.98 (в ред. Федерального закона №154-ФЗ от 17.05.2007);

§ Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утвержденное Центральным Банком Российской Федерации 03.10.2002 №2-П) (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 23.12.2002 г. №4068);

Источниками информации для проверки могут служить следующие документы и регистры учета (см. приложение):

§ Бухгалтерский баланс (форма №1);

§ Отчет о движении денежных средств (форма №4);

§ налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);

§ регистры синтетического учета операций на счетах в банке;

§ первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке.

При проверке аудитор должен определить, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК.

При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:

§ соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

§ полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке);

§ правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;

§ наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выпискам (в случае выявления документов без штампа банка проводится встречная проверка по запросу от предприятия в банке);

§ обоснованность перечисления денежных средств (наличие договоров, контрактов);

§ правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке.

Таким образом, аудитор должен ознакомиться с применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке; документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

2.2 Проверка документального оформления операций по счетам в банке

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся:

1) выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

2) первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст. 76 НК для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

§ порядок ведения учетных регистров;

§ ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

§ своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

§ тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных МПЗ, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92 «Долгосрочные кредиты банков», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

Таким образом, проверка документального оформления операций по расчетному счету в банке является основополагающей всей аудиторской деятельности в данной области. Аудитору необходимо сопоставить суммы первичных документов и цифры отчетных документов бухгалтерии, также проверить первичные документы (выписки банка) на их наличие, отсутствие исправления ошибок, правильное оформление.

2.3 Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета

Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в отчете по результатам данного раздела аудиторской проверки.

Необходимость проверки законности списания денежных средств с расчетного счета обуславливается ошибочным соотнесением денежных средств на счет другой организации или с мошенническими действиями.

Таким образом, для достижения понятия «достоверность» аудитору необходимо провести анализ поступлений и списаний с расчетного счета организации и при выявлении каких либо несоответствий проверить все первичные документы по данным операциям.

аудит касса денежный расчетный

3. Аудит денежных средств в кассе и на расчетном счете организации на примере ООО ГК «Минеральные воды»»

Делись добром ;)