Учет денежных средств

курсовая работа

1.2 Состояние и перспективы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет денежных средств постоянно совершенствуется. В хозяйственной практике бухгалтерам повсеместно приходится оформлять такие кассовые операции как получение и выдача денежных документов. Автоматизировать процесс учета данных активов помогает программа "1С: Бухгалтерия 8 КОРП" (аналог программы "1С: Бухгалтерия 8", но с расширенными возможностями). К денежным документам относятся оплаченные железнодорожные, авиа - и прочие перевозочные билеты, талоны на бензин, путевки на лечение и отдых, почтовые марки и иные аналогичные бумаги, имеющие денежную оценку.

В данной версии предусмотрен сквозной учет в разрезе подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс. По каждому обособленному подразделению ведется учет доходов и расходов, а так же фактической прибыли.

Для каждого обособленного подразделения можно указать адреса, телефоны, фамилии ответственных лиц подразделения. Используются специальные документы типа "Авизо": Авизо по ОС, Авизо по МПЗ, Авизо по расчетам, Авизо по прочим операциям.

Преимущества данной версии заключаются в значительном ускорении массового ввода информации, удобном средстве работы с большими динамическими списками, управлением видимостью и порядком колонок, настройкой отбора и сортировки, печатью списков, максимальном использовании доступного пространства экрана для отображения информации, механизме стиля оформления, неограниченном количестве автономно работающих информационных баз, полной и частичной синхронизации данных, так же возможна загрузка курса валют из Интернета, адресных классификаторов, обмен данными с другими приложениями и т.д.

Такие активы, находящиеся в кассе организации, в сумме фактических затрат на их приобретение учитываются на счете 50 [16].

Следует отметить, что Инструкция по применению Плана счетов требует вести аналитический учет денежных документов по их видам. В программе "1С: Бухгалтерия 8 КОРП" для учета данных операций разработаны специальные документы, журналы и отчеты.

Принятие к учету денежных документов отражается документом Поступление денежных документов (меню Касса - > Поступление денежных документов). В нем предусмотрены следующие виды операций:

- поступление от поставщика;

- поступление от подотчетного лица;

- прочее поступление.

Документ содержит две закладки - От кого и Денежные документы. В зависимости от вида операции на закладке От кого выбирается:

- контрагент из справочника Контрагенты, договор с ним (вид договора Прочее), а также счет учета расчетов с контрагентом;

- подотчетное лицо из справочника Физические лица;

- корреспондирующий счет и субконто к нему (если вид операции - Прочее поступление) [16].

На закладке Денежные документы выбираются один или несколько денежных документов из одноименного справочника и указывается их количество. Стоимость билетов, талонов и др. заполнится на основании данных справочника Денежные документы.

Для документа Поступление денежных документов предусмотрена печатная форма Приходный ордер.

Выбытие денежных документов отражается документом Выдача денежных документов (меню Касса - > Выдача денежных документов). В документе предусмотрены следующие виды операций:

- Возврат поставщику;

- Выдача подотчетному лицу;

- Прочая выдача.

В зависимости от вида операции документ будет содержать две или три закладки.

На закладке Кому могут выбираться:

- контрагент, которому возвращаются денежные документы, из справочника Контрагенты, договор с ним, а также счет учета расчетов с контрагентом. Если между суммой возврата и стоимостью денежных документов возникает разница, то она относится на счет доходов или расходов, который указывается на закладке Счета доходов и расходов;

- подотчетное лицо, которому выдаются документы, из справочника Физические лица;

- корреспондирующий счет и субконто к нему (если вид операции - Прочая выдача) [16].

На закладке Денежные документы указываются передаваемые документы (путем выбора из одноименного справочника), их количество и сумма возврата.

Для документа Выдача денежных документов предусмотрена печатная форма Расходный ордер. В соответствии с действующими нормативными документами по учету кассовых операций в РФ в программе разработан Отчет по движению денежных документов.

Рассмотрим оформление операций с денежными документами на двух примерах, наиболее часто встречающихся в практике организаций: приобретение и выдача перевозочных билетов работникам, направляемым в командировку; приобретение горюче-смазочных материалов по талонам.

Рассмотрим учет перевозочных билетов, приобретенных для командированных сотрудников.

В настоящее время повсеместно распространены случаи, когда билеты приобретает не работник, которому деньги выдаются на командировочные расходы в подотчет, а организация у перевозчика или у агентства, являющегося посредником по распространению билетов перевозчика. Например, организация 11.01.2010 перечислила Агентству с расчетного счета предоплату 14 160 руб. (в т. ч. НДС 18 %) за билеты Авиакомпании на перевозку пассажира.

Билеты, приобретенные Агентством, накладную на их передачу и счет-фактуру на ту же сумму 15.01.2010 привез в организацию курьер Агентства. Авиабилеты (2 шт.), на бланке которых указана стоимость перевозки 5 900 руб., в тот же день поступили в кассу организации, а 18.01.2010 были выданы из кассы сотруднику, направленному в командировку. По окончании командировки 25.01.2010 работником был составлен авансовый отчет [16].

В программе перечисление безналичных денежных средств оформляется документом Платежное поручение. В сумме, перечисляемой Агентству, содержится как стоимость приобретаемых билетов, которые будут оприходованы документом Поступление денежных документов (а, следовательно, на эту сумму договор с агентством должен быть вида Прочее), так и плата за услуги Агентства, приобретение которой будет отражаться документом Поступление товаров и услуг (а значит, с контрагентом должен быть оформлен договор вида С поставщиком). Это нужно учитывать, когда на основании платежного поручения будут создаваться документы Списание с расчетного счета. Если из договора с Агентством ясно, какая часть относится к стоимости услуги, а какая - к стоимости билета, то по операции перечисления денег должно быть создано два документа Списание с расчетного счета: один с видом операции Оплата поставщику, другой с видом Прочие расчеты с контрагентами [16].

Предположим, что из договора нельзя определить указанные доли (именно такой вариант будет рассмотрен в данной статье). Тогда относим всю сумму предоплаты на договор вида С поставщиком.

В бухгалтерском учете документ сделает проводку:

Дебет счета 60 субсчет 02

Кредит 51 - 14 160 руб. - на сумму предоплаты Агентству.

Принятие перевозочных документов к учету отражается записью по дебету счета 50 субсчет 03 в корреспонденции с кредитом счета 76 субсчет 09. Оформит операцию документ Поступление денежных документов с видом операции Поступление от поставщика (при этом создается и выбирается договор вида Прочее). Оценка билетов, находящихся в кассе, должна соответствовать стоимости перевозки, так как именно эту сумму можно будет получить от перевозчика в случае расторжения договора, оформленного билетом.

После проведенных операций, в учете остаются две задолженности - дебиторская по счету 60 субсчет 02 (предоплата) и кредиторская по счету 76 субсчет 09 на сумму полученных авиабилетов.

Эти задолженности относятся к договорам разных видов. Произвести зачет данных задолженностей нужно с помощью документа Корректировка долга [16].

Перед направлением работника в командировку ему из кассы организации выдается аванс - в данном случае в виде перевозочного билета. Данная операция регистрируется документом Выдача денежных документов.

По возвращении из командировки работник обязан в течение трех рабочих дней предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ России 22.09.1993 № 40).

Бухгалтер на основе представленных работником документов составляет авансовый отчет, на закладке Авансы которого указываются подотчетные суммы, а на закладке Прочее - оплата приобретенных работником услуг, к которым относятся и расходы по проезду к месту назначения и обратно.

После выполнения этих операций программа в печатной форме книги покупок указывает бланк строгой отчетности, и требование Постановления № 914 будет выполнено.

В следующей главе рассмотрим учет наличия денежных средств в ООО "Социальная аптека-98".

Делись добром ;)