logo
Учет затрат на производство и анализ себестоимости продукции

1.2. Основные задачи учета затрат на производство и анализа себестоимости продукции

Управление себестоимостью продукции - это планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий; контроля за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции и выявления резервов этого снижения.

Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются:

планирование и прогнозирование затрат на производство и себестоимости продукции;

нормирование затрат;

учет затрат и калькулирование себестоимости;

анализ и контроль за себестоимостью.

Все названные подсистемы функционируют во взаимосвязи друг с другом. [10, с. 64]

Учет затрат на производство основан на следующих принципах:

1) неизменность принятой методологии учета в течение года;

2) наиболее полное отражение в учете всех хозяйственных операций;

3) максимально правильное отнесение расходов к отчетным периодам;

4) регламентация состава себестоимости продукции. [12, с. 11]

Основными задачами учета затрат на производство являются:

учет фактических затрат на производство продукции;

контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов;

калькулирование себестоимости продукции;

контроль за соблюдением установленных смет и норм расходов;

выявление резервов снижения затрат на производство.

В зарубежной практике и теории бухгалтерского учета учет затрат на производство продукции является составной частью управленческого учета, который выделен из общей системы в отдельную процедуру с отдельной методологией. Остальные процедуры объединяются под названием «финансовый учет». В отечественной практике учет затрат на производство продукции является составной частью единой системы бухгалтерского учета.

Анализ себестоимости продукции, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции. [1, с. 88]

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, себестоимость продукции слагается из выраженных в денежной форме затрат на ее производство и реализацию. При этом учет затрат на производство и анализ себестоимости продукции являются одними из основных элементов системы управления себестоимостью.