logo
Аудит доходов и финансовых результатов

1.1 Цель, задачи и источники информации аудита дохода и финансовых результатов

Целью аудита доходов и финансовых результатов является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах [7].

Задачами аудиторской проверки доходов и финансовых результатов являются:

- проверка полноты отражения: в полном ли объёме отражены все доходы и расходы, то есть показатели, на основе которых и определяется результат деятельности экономического субъекта;

- установление принадлежности: действительно ли отражённые доходы и расходы относятся к хозяйственным операциям клиента;

- проверка правильности оценки: соответствие оценки доходов и расходов учётной политике, принципам бухгалтерского учёта; использование оценки на основе преемственности;

- установление правильности отражения доходов и расходов в отчётности;

- проверка правильности классификации доходов, расходов, финансовых результатов деятельности;

- установление законности оформления хозяйственных операций деятельности предприятия в первичных документах и сверка данных, отражённых в учётных регистрах;

- подтверждение достоверности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по учёту доходов, расходов и финансовых результатов деятельности;

- проверка правильности формирования чистой прибыли отчётного периода, её распределения и использования;

- проверка правильности определения причитающихся бюджету платежей.

Проверка обобщающего показателя прибыли (убытка) отчетного периода проводится с целью установления фактов включения в издержки производства не связанных с ним затрат, а также неправильного исчисления прибыли, являющейся объектом налогообложения.

В качестве источников информации используются следующие данные.

Первичные документы включают [10]:

1. Выписки банка по расчетному и ссудному счетам;

2. Приложения к выпискам банка;

3. Приказ об учетной политике.

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

При журнально-ордерной форме учета:

1. Главную книгу;

2. Журналы-ордера №№ 1; 2; 10; 10/1; 11; 12; 13; 14; 15;

4. Ведомости №№ 12; 13; 14; 15; 16;

При автоматизированной форме учета:

1.Карточки счетов 09; 77; 90; 91; 94; 96; 97; 98; 99;

2. Главная книга;

3. Журнал хозяйственных операций.

Отчетность включает:

1. Бухгалтерский баланс (форма № 1);

2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

В таблице 1.1 приведен перечень первичных документов, на основании которых аудитор должен проверить правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов.

"right">Таблица 1.1

Первичные документы, подтверждающие правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов

Наименование видов прочих доходов и расходов

Наименование первичного документа

1

2

Расходы на содержание законсервированных производственных мощностей

Приказ руководителя организации, определяющий перечень консервируемых объектов, причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования; сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; первичные документы по оформлению расходов (ведомости начисленной заработной платы, платежные поручения, акты приема-передачи и др.)

Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событий

Акты, удостоверяющие такое событие и подписанные руководителем организации, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и пр.); расчет бухгалтерии (смета) понесенных убытков; заключение эксперта о возможности восстановления испорченного имущества; решение суда об установлении виновного лица и присуждении ему выплаты убытков; платежные поручения на суммы возмещения убытков

Затраты по аннулированным Производственным заказам, не давшим результата

Договор купли-продажи, поставки продукции; счета, платежные поручения; накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ; соглашения, протоколы о расторжении договора

Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Договор купли-продажи; договор поставки продукции; банковские документы, подтверждающие перечисление денежных средств поставщику; счета-фактуры, накладные на отгруженную продукцию

Обоснованность создания резерва сомнительных долгов

Договор купли-продажи; договор поставки продукции; накладные на отгрузку продукции; акты сдачи-приемки выполненных работ; акт инвентаризации дебиторской задолженности, акт сверки расчетов между дебитором и кредитором; решение арбитражного суда о признании предприятия-дебитора банкротом; выписка из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия-дебитора; решение суда об отказе в иске к дебитору; справка органов МВД о невозможности розыска дебитора

Размеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходов

Решение суда; платежное поручение

Используются и другие, необходимые документы