Учет и анализ денег на предприятии

дипломная работа

1.1 Учет операций на расчетном счете

Основная часть расчетных операций осуществляется в организациях в безналичной форме или перечислением денег со своего расчетного счета на счет поставщика, либо получением денег от покупателей. Расчеты осуществляются через обслуживающий предприятие банк, подтверждением произведенного расчета или поступления денежных средств является выписка банка с перечислением в ней всех приходно-расходных операций за день. Кроме того, копии платежных поручений, квитанций и т.п. должны быть заверены штампом банка. При этом сумма в платежном документе должна соответствовать сумме, указанной в выписке банка.

Для удобства наблюдения за расходованием средств на предприятии ведется журнал регистрации платежных пор учений с указанием даты, суммы и наименования получателя. В то же время необходимо иметь представление о назначении выписки банка и ориентироваться в особенностях ее показателей.

Выписка банка представляет собой документ, подтверждающий все произведенные операции на определенную дату - каких приход, так и расход. Следует отметить, что структурно показатели выписки представляют зеркальное отображение бухгалтерского счета, то есть поступление денег указывается в правой, а расходование средств в левой части выписки.

Выписка выдается банком в хронологическом, по мере осуществления банковских операций, порядке. В каждой выписке указываются не только дата совершения операции, но и дата предыдущей выписки. Это обстоятельство позволяет выявить отсутствие какой-нибудь выписки, что может свидетельствовать и о злоупотреблении в виде изъятий выписки и приложений к ним. Остаток денег по выписке на конец дня должен соответствовать сумме, указанной в выписке на начало следующего дня. Необходимо проверять наличие выписки, дата которой указана в последующей выписке банка.

Обороты или итоги по поступлению и списанию средств по расчетному счету должны совпадать с суммовыми показателями в учетных регистрах или журналах-ордерах. При этом остаток средств на конец месяца, отраженный в учетном регистре, должен совпадать с остатком денег, указанных в выписке за последний день месяца. Остаток денег в выписке указывается в ее нижней правой части. Каждая банковская операция должна подтверждаться документально, отсутствие каких-либо документов может послужить основанием для исключения, скажем, расходов предприятия из состава вычетов в целях налогообложения.

Законодательством предусмотрены и другие виды безналичныx расчетов - чеками, векселями или передачей их по индоссаменту, платежными карточками, инкассовыми распоряжениями и др. Правила и особенности применения способов платежей и переводов денег устанавливаются законодательными и нормативными актами Национального Банка РК.

Наибольший объем операций с наличностью осуществляется через расчетный счет обслуживающего предприятие банка. Это и сдача выручки на расчетный счет, и получение денег на выплату заработной платы, командировочных и т.д. Полнота сдачи денег в банк сверяется показателями расходного ордера, отчета кассира, выписки банка, квитанции банка, все они должны быть тождественны друг другу.

Следует знать, что банки применяют для указания операций определенные символы, проставляемые в выписке напротив сумм. Операции с наличностью обозначаются символом 3 или 03, слева, напротив суммовых показателей. Поэтому при просмотре выписки банка можно быстро определить осуществлялись ли прием или снятие наличных денег со счета. Получение денег с расчетного счета сверяется по приходному ордеру, выписке банка, корешку чековой книжки, кассовой книге и корешку приходного ордера, прилагаемого к выписке банка. Показатели этих документов должны совпадать по сумме.

Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

- копию свидетельства о государственной регистрации, также заверенную нотариально или органом, регистрирующим организацию;

- два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально. Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй- главному бухгалтеру или его заместителю;

- подписи фиксируются только в присутствии нотариуса;

- справку о постановке на учет в налоговом комитете и в других государственных органах (при необходимости).

В этот же период подписывается договор банковского счета, и по распоряжению управляющего банком организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Организации могут открывать своим подразделениям, филиалам, магазинам, находящимся вне места расположения организации, текущие счета. Эти счета предназначены для осуществления филиалом операций, связанных с выдачей наличных денег, зачислением им средств с расчетного счета организации для выдачи заработной платы и командировочных расходов, перечислением во вклады граждан и удержанием из их заработной платы, а также средств для выполнения производственных задач.

На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие поступления.

В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций.

Например, по распоряжениям налоговых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета организации без ее приказа, в соответствии с договором (например проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные ей услуги и др.).

Виды платежных документов:

1) платежное поручение;

2) чек;

3) вексель;

4) платежное требование-поручение;

5) инкассовое распоряжение, инкассовое распоряжение органов налоговой службы и таможенных органов;

6) иные платежные документы, установленные нормативными правовыми актами Национального Банка.

Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Чек является приказом организации банку о выдаче с расчетного счета организации указанной в нем суммы наличных денег.

Безналичные перечисления, их порядок и формы расчетов оговорены в Законе РК "О платежах и переводах денег", Правилах использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан и др. При этом допускается использование при безналичных расчетах: платежных поручений, аккредитивов, чеков, инкассовых поручений.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями).

Платежное поручение - распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя. Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений.

Формами документарных расчетов являются документарный аккредитив (далее - аккредитив) и документарное инкассо (далее - инкассо).

Аккредитив - это обязательство банка, принятое им по просьбе и в соответствии с инструкциями клиента или по собственному усмотрению, произвести платеж указанному бенефициару или его приказу, или акцепт и оплату переводных векселей, выставленных бенефициаром, или предоставление их против предусмотренных аккредитивом документов к установленному сроку, если соблюдены все условия аккредитива.

Инкассо - это операции банка, осуществляемые на основании представленных инициатором платежных и других предъявляемых при документарных расчетах документов, предусмотренных соглашением между покупателем и продавцом, а также на основании иных документов, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, в целях получения акцепта и/или платежа.

Применение аккредитива и инкассо производится в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

Платежи между юридическими лицами на сумму, превышающую 4000 месячных расчетных показателей, осуществляются только в безналичном порядке.

Платежные документы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан, должны содержать следующие реквизиты:

1) наименование платежного документа;

2) номер платежного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц - прописью, год цифрами. На платежных документах, оформляемых с использованием компьютерной техники, допускается обозначение месяца цифрами;

3) полное наименование, включая организационно-правовую форму юридического лица либо фамилию, имя, отчество физического лица отправителя денег, его индивидуальный идентификационный код, за исключением случаев, предусмотренных Правилами;

4) полное наименование, включая организационно-правовую форму, банка отправителя денег, его банковский идентификационный код (рядом с наименованием может быть проставлено его фирменное обозначение);

5) полное наименование, включая организационно-правовую форму юридического лица либо фамилию, имя, отчество физического лица бенефициара, его индивидуальный идентификационный код;

6) полное наименование, включая организационно-правовую форму, банка бенефициара, его банковский идентификационный код (рядом с наименованием может быть проставлено его фирменное обозначение);

7) назначение платежа, а также его кодовое обозначение, установленное нормативными правовыми актами Национального Банка РК;

8) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

9) фамилию, имя, отчество и подписи уполномоченных лиц инициатора платежа и/или перевода денег и, если имеется, оттиск его печати (для документов, составленных на бумажном носителе);

10) регистрационный номер налогоплательщика - бенефициара и отправителя денег (далее - РНН) (за исключением векселей и других платежных документов, по которым в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан не требуется проставления РНН).

Платежный документ отправителя, исполненный на бумажном носителе, должен содержать подписи уполномоченных лиц отправителя и оттиск его печати в соответствии с образцами подписей и оттиска печати. При этом, если в документе с образцами подписей и оттиском печати в качестве лиц, уполномоченных распоряжаться банковским счетом, указаны лица, обладающие правом первой и второй подписи, наличие подписей данных лиц на платежном документе обязательно.

Платежные документы могут представляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Электронные платежные документы формируются в соответствии с установленными форматами для передачи электронных платежных сообщений и направляются в банк по электронным каналам связи и телекоммуникаций.

Платежный документ либо распоряжение об его отзыве или о приостановлении его исполнения могут быть составлены на государственном и/или русском языках. Возможность использования иных языков при их составлении устанавливается договором между банком и его клиентом.

Любые исправления в платежных документах и распоряжениях об их отзыве или о приостановлении их исполнения, исполненных на бумажных носителях, не допускаются. В случае обнаружения банком исправлений, помарок, а также несоответствия сумм, указанных цифрами и прописью, платежный документ банком к исполнению не принимается и возвращается его инициатору не позднее трех рабочих дней со дня получения с указанием причины возврата.

В графе "назначение платежа" отправитель денег обязан указать наименование, номер и дату документа (документов), на основании которого осуществляется перевод денег, и иные реквизиты, если они прямо предусмотрены нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также в графе "код назначения платежа" - кодовое обозначение платежа.

Платежное поручение/заявление на перевод денег принимается банком-получателем в течение десяти календарных дней с указанной в нем даты выписки.

Кроме платежного поручения или заявления на перевод денег, отправитель денег обязан по требованию банка-получателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан предъявить документы, подтверждающие обоснованность платежа.

Приступая к обработке выписки, бухгалтер должен подобрать оправдательные документы на каждую зафиксированную в ней операцию. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей в учетные регистры.

Учет операций по расчетному счету ведется на счете группы 1040. В дебете счета отражается остаток свободных денег организации на начало месяца, поступление денег в кассу организации от покупателей и заказчиков, дебиторов и др.

По кредиту счета записываются суммы денежных средств, перечисленных в виде погашения задолженности поставщикам за товары, работы, услуги, уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, банку, прочим кредиторам, а также наличные деньги, выданные организации.

При использовании журнально-ордерной формы учета движение операций по счету 1040 отражают в журнале-ордере №2 и ведомости №2.

Для отражения оборотов по кредиту счета 1040 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал - ордер ив ведомость итогами.

Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо оттого, за какой период она составлена (за один, два, три, пять дней). Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере №2, так и ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 1040. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет работникам бухгалтерии анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет организации, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими организациями, согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей, разрабатываемому организацией.

Ежемесячно в разрезе счетов, цехов, подразделений бухгалтерия открывает листы-расшифровки для группировки сумм по отдельным статьям. В частности, суммы по журналу-ордеру №2, отнесенные в дебет счетов раздела 63 "Расчеты с бюджетом", подлежат отражению по соответствующим статьям (счетам).

Учет операций на валютных счетах

Валютные операции

Расширяющаяся внешнеэкономическая деятельность казахстанских предприятий, многообразие их внешних и внутренних связей, осуществляемых посредством и с применением иностранной валюты, вызывают необходимость изучения механизма проведения валютных операций. Одним из их проявлений, существенно влияющих на формирование финансовых результатов деятельности предприятия, является возникновение так называемых курсовых разниц. Установившиеся международные связи вызывают объективную необходимость обмена одних национальных денежных единиц на другие, расчетов с иностранными партнерами в валюте и т.п. Реализация этой необходимости осуществляется через валютный рынок, который посредством спроса и предложения формирует валютный курс. При проведении расчетно-платежных операций применяется рыночный курс тенге. Рыночный курс тенге определяется под воздействием спроса и предложения при проведении операций по купле-продаже валюты коммерческими банками.

Между резидентами все платежные операции должны осуществляться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Покупка, продажа и обмен иностранной валюты производятся только через уполномоченные банки, обменные пункты, уполномоченные небанковские финансовые учреждения.

Учет валютных средств осуществляется в тенге по курсу, устанавливаемому Национальным Банком РК, и в целом, кроме начисления курсовой разницы, затруднений не имеет.

Начисление курсовой разницы по денежным средствам на валютном счете сложностей не вызывает, тем более такую разницу обслуживающие банки исчисляют сами, о чем сообщается владельцу счета банковской выпиской. Записи в бухгалтерском учете по валютным операциям следует отражать в казахстанских тенге, в пересчете по рыночному курсу. Первоначальное отражение в учете операций в иностранной валюте осуществляется с применением курса на дату совершения операции.

Итак, курсовая разница - это разница, возникающая в учете в результате отражения одного и того же количества единиц иностранной валюты в национальной валюте при изменении курса.

Сложности при исчислении курсовой разницы начинают возникать при проведении импортно-экспортных операций, а также расчетов с прочими дебиторами и кредиторами при изменении эквивалента этой задолженности в тенге за время ее возникновения и погашения.

Курсовые разницы отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором произведен их расчет на определенную дату.

Например, на валютном счете предприятия числится 10000 долларов США, оприходованные по курсу 149 тенге за доллар США, или 1490000 тенге. На конец периода курс составил 150 тeнгe, тогда курсовая разница составит 10000 тенге (1500000-1490000), которая будет учтена как доход от курсовой разницы.

Другой пример: предприятием получен от иностранного поставщика товар на сумму 50000 долларов США, с оплатой в рассрочку, по мере реализации. Курс на дату поступления товара составлял 150 тенге, или стоимость товара составила 7500000 тенге, что характеризуется как кредиторская задолженность. До погашения задолженности на нее начисляется курсовая разница. Так, допустим, курс на дату расчета с поставщиками составил 151 тенге, тогда курсовая разница достигнет суммы в 50000 (7500000-7550000) тeнгe. В зависимости от колебаний курса различают положительную курсовую разницу, относимую в доходы, и отрицательную курсовую разницу, учитываемую как расходы предприятия.

Согласно Закону РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" субъекты, осуществляющие деятельность на территории республики, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями этого Закона. На иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянное учреждение, и представительства распространяются положения казахстанского законодательства в части ведения бухгалтерского учета.

Основным условием регулирования деловых отношений в сфере внешнеторгового оборота является заключение договора купли-продажи. По такому договору продавец обязуется передать имущество в собственность покупателя, а покупатель принять имущество и уплатить за него денежную сумму. В качестве сторон договора выступают собственники имущества или денег, или лица, осуществляющие за собственника операции, предусмотренные законодательством или договором. Права и обязанности по договору возникают по достижении соглашения по всем существенным условиям договора.

После заключения договора (контракта) стороны осуществляют действия по его выполнению, которые должны отражаться на счетах бухгалтерского учета. Внешнеторговые операции учитываются в зависимости от порядка и вида расчетов, а также от вида сделки - импорта или экспорта товара. В обязательном порядке организации - импортеры и экспортеры должны отразить особенности учета таких операций в своей учетной политике.

Валютные средства организаций, местонахождение которых находится в РК, хранятся на валютных счетах. В связи с этим для осуществления операций в иностранной валюте необходимо открытие таких счетов. Организация вправе открыть валютный счет на территории РК в любом банке, имеющем лицензию Национального Банка РК на проведение операций в иностранной валюте, а также в банке, находящемся за границей. Для осуществления операций по счету банка, находящегося за границей, необходимы определенные процедуры, регулируемые нормативно-правовыми актами Правительства и Национального Банка РК.

Деятельность организаций, осуществляющих валютные операции, регулируется Законом РК "О валютном регулировании", постановлениями Правительства и Национального Банка РК.

Обслуживающий банк открывает предприятию счет в любой свободно конвертируемой валюте или несколько счетов по каждой валюте. Последнее характерно для крупных предприятий, имеющих множество иностранных партнеров, и выгодно в части экономии средств, необходимых для конвертации одной валюты в другую.

На валютный счет предприятия могут поступать валютные средства:

- полученные из-за границы в виде оплаты за экспортированные товары (работы, услуги);

- полученные от нерезидентов, транспортных и страховых организаций;

- приобретенные на валютной бирже или проконвертированные в обслуживающем банке;

- прочие, получаемые в соответствии с валютным законодательством РК.

Валютные средства, по распоряжению владельцев валютных счетов могут быть:

- направлены за рубеж по экспортно-импортным операциям;

- проданы на валютной бирже или направлены на конвертацию;

- выданы на командировочные расходы;

- перечислены в виде уплаты по кредитам в иностранной валюте;

- использованы на иные цели, предусмотренные валютным законодательством РК.

Делись добром ;)