Аудит затрат, включаемых в себестоимость продукции

курсовая работа

1.1 Цель, задачи, законодательная база и источники информации для аудита учета затрат

При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат.

Вахрушина М.А. считает, что затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют затратами производства [4, c.78].

По словам Гетьмана В.Г., к расходам по обычным видам деятельности относят расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ и услуг, приобретением и продажей товаров [20, c.516].

Кондраков Н.П. понимает под затратами на производство расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров [9, c.504].

Таким образом, все авторы сходятся на том, что затраты на производство - это затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, работ, услуг.

Цель аудита затрат на производство подчинена общей цели аудита финансовой отчетности, указанной в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» - выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [13] - и заключается в объективной оценке достоверности и законности отражения затрат на производство в бухгалтерском учете и финансовой отчетности аудируемых лиц.

Основными задачами аудита издержек производства являются:

1) оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

2) подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;

3) подтверждение правильности включения в себестоимость отдельных видов затрат, в том числе нормируемых;

4) оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;

5) арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета;

6) оценка соответствия выбранных вариантов учетной политики в части формирования издержек законодательству Российской Федерации;

7) проверка обоснованности отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности, полноты и правильности их отражения в учете;

8) проверка обоснованности отнесения расходов к прочим и чрезвычайным;

9) оценка состояния синтетического и аналитического учета расходов;

10) оценка соответствия номенклатуры статей затрат перечню, установленному отраслевыми нормативными актами;

11) проверка обоснованности формирования и использования резервов предстоящих расходов и платежей [3, с.66].

В процессе проверки затрат на производство аудитор должен руководствоваться следующими нормативными документами:

? Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015);

? Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015);

? Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.12.2014);

? Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014);

? Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22.12.2011);

? Приказы Минфина РФ от 17.08.2010 №90н (ред. от 08.02.2012) и от 20.05.2010 №46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»;

? Приказ Минфина РФ от 24.02.2010 №16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторской организации, индивидуальных аудиторов и требования к организации данного контроля»;

? Приказ Минфина РФ от 16.08.2011 №99н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»;

? Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 01.12.2014);

? Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2014);

? Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 24.12.2010);

? Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (ред. от 25.10.2010);

? План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010);

? Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 27.04.2012);

? Отраслевые рекомендации по составу затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг;

? Ведомственные акты по определению затрат в строительстве.

Согласно ст. 13 и 14 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право получать, а аудируемые лица обязаны предоставлять аудиторам в полном объеме информацию и документацию, связанную с их финансово-хозяйственной деятельностью и необходимую для осуществления аудита [11]. Объекты аудита затрат на производство - информация, формируемая на счетах третьего раздела «Затраты на производство» Плана счетов бухгалтерского учета. Аудитор также обязан изучить приказ об учетной политике организации. Объекты аудита и источники информации представлены в Таблице А.1. Аудитор также обязан изучить приказ об учетной политике организации.

После изучения законодательной базы и источников информации, аудитор должен приступить к планированию проверки затрат на производство продукции.

Делись добром ;)