Учет и анализ расчетов с персоналом по оплате труда на примере ОАО "Славгородский завод радиоаппаратуры"

дипломная работа

2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия

История развития Открытого акционерного общества «Славгородский завод радиоаппаратуры» (сокращено ОАО «СЗР») начинается с создания кузнечно-слесарной мастерской по ремонту сельскохозяйственного инвентаря в 1916 года, с 1939 года переименовано в моторный завод.

С 1959 г. Завод начал специализироваться на выпуске радиоаппаратуры. На предприятии растет коллектив, увеличивается приток специалистов со средним и высшим образованием, создается ряд технических служб.

В 1961 г. предприятие переименовано в Славгородский завод радиоаппаратуры.

В 1980-1990 гг. завод специализировался на выпуске военной продукции, которая составляла в общем объеме более 80%. Начиная с 1992 года, завод переориентируется на выпуск товаров народного потребления и сложной бытовой техники.

Основным направлением деятельности ОАО «Славгородский завод радиоаппаратуры» являются:

1. Производство продукции промышленно-технического назначения:

- аппаратура средств связи - универсальные, подвижные, автономные, ремонтно-измерительные мастерские для технического обслуживания и ремонта любых средств связи.

- радиорелейные станции

- малые звукоусилительные стационарные комплексы, предназначенные для озвучивания открытых площадей и больших помещений.

2. Производство товаров народного потребления:

- бытовые светильники;

- сварочные аппараты;

- зарядные устройства для автомобилей;

- приставка для телевизора «Катунь».

Данное предприятие в данный момент находится в частной собственности.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется на основании журнально-ордерной системы, с использованием электронных вычислительных систем, по формам, которые заверяются и утверждаются Главным бухгалтером. Документооборот на предприятии осуществляется согласно «Графику документооборота». Ответственность за создание документов возложена на лиц, которые их заполняют и подписывают. Контроль за оформлением данных документов ведет бухгалтерия.

С 2007 года завод входит в состав ОАО «Концерн «Созвездие»», администрация которого находится в г. Воронеже.

По результатам деятельности за 2005, 2006 и 2007 годы предприятие признано победителем краевого конкурса «Лучшее промышленное предприятие Алтайского края» по отраслевой группе «оборонно-промышленный комплекс» с вручением переходящего флага Алтайского края и Диплома Администрации края.

В целях налогообложения ведут раздельный учёт затрат по производству товаров (работ, услуг), корректируемых с учётом утверждённых лимитов и норм.

Данное предприятие находится на общей системе налогообложения. Организация уплачивает в бюджет:

- НДС;

- НДФЛ и страховые взносы;

- Налог на имущество;

- Земельный налог;

- Налог на прибыль.

В организации работает 45 человек. Бухгалтерия предприятия выделена в отдельное структурное подразделение и состоит из 2 человек:

- Главный бухгалтер;

- Бухгалтер.

Основные функции главного бухгалтера на предприятии:

- Составляет квартальную и годовую отчетность;

- Контролирует финансовую деятельность предприятия;

- Осуществляет контроль дебиторской и кредиторской задолженности.

Главный бухгалтер является основным звеном в работе бухгалтерии, несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, оформлением документации.

Бухгалтерия как структурное подразделение выполняет следующие функции:

- Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;

- Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;

- Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;

- Обеспечение порядка проведения инвентаризаций;

- Контроль за проведением хозяйственных операций;

- Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

- Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;

- Формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественного положения, доходах и расходах;

- Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

- Своевременное и правильное оформление документов;

- Обеспечение расчетов по заработной плате;

- Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений;

- Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат;

- Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;

- Обеспечение строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

- Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы;

- Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств;

- Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, и также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премировании и т.п.

На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:

- Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства бухгалтерией.

- Организацию деятельности бухгалтерии по выполнению задач и функций, возложенных на бухгалтерию.

- Соблюдение работниками бухгалтерии производственной и трудовой дисциплины.

- Организацию в бухгалтерии оперативной и качественной подготовки документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

- Обеспечение сохранности имущества, находящегося в бухгалтерии и соблюдение правил пожарной безопасности.

- Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности производства

- Своевременное и качественное исполнение приказов генерального директора

- Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, инструкций, положений и других документов.

- Своевременное осуществление корректирующих и предупреждающих действий, распространяющихся на деятельность производства.

Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру данного предприятия.

Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.).

Он участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.

Бухгалтер осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке, отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, составлять отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению.

Бухгалтерский учёт ведётся на основе журнально-ордерной системы, с использованием электронно-вычислительных машин. Бухгалтерия использует в своей работе вспомогательные программы для ведения бухгалтерского учета на предприятии, такие как 1С: Предприятие 8.2, 1С:Торовля (склад) 8.2. Предприятие работает с онлайн-банком, что позволяет быстро осуществлять необходимые денежные операции с поставщиками, работниками, покупателями, а также налоговыми органами. Позволяет оплачивать всевозможные штрафы, пени, неустойки.

- Основные формы промежуточной бухгалтерской отчетности - это бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Годовая бухгалтерская отчётность включает:

- Бухгалтерский баланс;

- Отчёт о финансовых результатах;

- Отчёт об изменении капитала;

- Отчёт о движении денежных средств;

- Отчет о целевом использовании денежных средств;

- Пояснения к бухгалтерскому балансу;

- Пояснительная записка

- Аудиторского заключения, которое составляет компания «Аудит - Профи» г.Барнаул.

Основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ОАО «СЗР» по данным бухгалтерской отчетности, приведены в таблице 2.

"right">Таблица 2

Экономические показатели деятельности предприятия ОАО «СЗР» за 2011-2013гг.

Показатель

2011

2012

2013

Абсолютные показатели

2012 - 2011

2013 - 2012

Выручка, тыс. руб.

31105

44560

33620

13455

-10940

Себестоимость, тыс. руб.

30860

44680

34105

13820

-10575

Прибыль от продаж, тыс. руб.

245

-120

-485

-365

-365

ОПФ, тыс. руб.

32895

25673

24752

-7222

-921

Оборотные активы, тыс. руб.

59322

42240

40591

-17082

-1649

Численность работников (чел.)

45

45

45

0

0

Фонд оплаты труда персонала, тыс. руб.

5180

5260

6480

80

1220

Рентабельность продаж, %

0,79

-0,27

-1,44

-1,06

-1,71

Фондоотдача, руб.

0,946

1,736

1,358

0,790

-0,377

Оборачиваемость оборотных фондов (дн)

0,52

1,05

0,83

0,53

-0,23

Производительность труда, тыс. руб.

691,2

990,2

747,1

299

-243,1

Среднегодовая заработная плата, тыс. руб.

115,11

116,89

144,00

1,78

27,1

Данные, представленные в таблице показывают, что выручка в 2012 году в сравнении с прошлым периодом увеличилась на 13455 тыс. руб., а в 2013 году в сравнении с прошлым, 2012 годом сократилась на 10940 тыс. руб. Себестоимость увеличивается в 2012 году на 13820 тыс. руб. и снижается в 2013 году на 10575 тыс. руб. (снижение себестоимости происходит за счет снижения объемов производства).

Предприятие получила прибыль только в 2011 году, в 2012 году предприятие сработало с убытком и в сравнении с предыдущим периодом прибыль от продаж снизилась на 365 тыс. руб., в 2013 году в сравнении с предыдущим годом прибыль сократилась еще на 365 тыс. руб.

Снижение стоимости ОПФ составило в 2012 году 7222 тыс. руб., а в 2013 году - 921 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами (снижение стоимости ОПФ связано не только с амортизацией, но и продажей).

Оборотные активы на протяжении исследуемого периода также сокращаются, и в 2012 году на 17082 тыс. руб., а в 2013 году на 1649 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами (снижение оборотных активов связано со снижением стоимости запасов на складе и готовой продукции).

Численность работников на протяжении всего периода исследования не изменяется. Фонд оплаты труда увеличивается на протяжении всего периода исследования, и в 2012 году увеличивается на 80 тыс. руб., а в 2013 году на 1220 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами, также происходит увеличение среднегодовой заработной платы.

Рентабельность продаж снижается. Производительность труда увеличивается в 2012 году на 299 тыс. руб., и снижается в 2013 году на 243,1 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами.

В целом положение предприятия ухудшается, о чем свидетельствуют показатели, представленные в таблице 2.

Делись добром ;)