Учет и анализ расчетов с персоналом по оплате труда на примере ОАО "Славгородский завод радиоаппаратуры"
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
История развития Открытого акционерного общества «Славгородский завод радиоаппаратуры» (сокращено ОАО «СЗР») начинается с создания кузнечно-слесарной мастерской по ремонту сельскохозяйственного инвентаря в 1916 года, с 1939 года переименовано в моторный завод.
С 1959 г. Завод начал специализироваться на выпуске радиоаппаратуры. На предприятии растет коллектив, увеличивается приток специалистов со средним и высшим образованием, создается ряд технических служб.
В 1961 г. предприятие переименовано в Славгородский завод радиоаппаратуры.
В 1980-1990 гг. завод специализировался на выпуске военной продукции, которая составляла в общем объеме более 80%. Начиная с 1992 года, завод переориентируется на выпуск товаров народного потребления и сложной бытовой техники.
Основным направлением деятельности ОАО «Славгородский завод радиоаппаратуры» являются:
1. Производство продукции промышленно-технического назначения:
- аппаратура средств связи - универсальные, подвижные, автономные, ремонтно-измерительные мастерские для технического обслуживания и ремонта любых средств связи.
- радиорелейные станции
- малые звукоусилительные стационарные комплексы, предназначенные для озвучивания открытых площадей и больших помещений.
2. Производство товаров народного потребления:
- бытовые светильники;
- сварочные аппараты;
- зарядные устройства для автомобилей;
- приставка для телевизора «Катунь».
Данное предприятие в данный момент находится в частной собственности.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется на основании журнально-ордерной системы, с использованием электронных вычислительных систем, по формам, которые заверяются и утверждаются Главным бухгалтером. Документооборот на предприятии осуществляется согласно «Графику документооборота». Ответственность за создание документов возложена на лиц, которые их заполняют и подписывают. Контроль за оформлением данных документов ведет бухгалтерия.
С 2007 года завод входит в состав ОАО «Концерн «Созвездие»», администрация которого находится в г. Воронеже.
По результатам деятельности за 2005, 2006 и 2007 годы предприятие признано победителем краевого конкурса «Лучшее промышленное предприятие Алтайского края» по отраслевой группе «оборонно-промышленный комплекс» с вручением переходящего флага Алтайского края и Диплома Администрации края.
В целях налогообложения ведут раздельный учёт затрат по производству товаров (работ, услуг), корректируемых с учётом утверждённых лимитов и норм.
Данное предприятие находится на общей системе налогообложения. Организация уплачивает в бюджет:
- НДС;
- НДФЛ и страховые взносы;
- Налог на имущество;
- Земельный налог;
- Налог на прибыль.
В организации работает 45 человек. Бухгалтерия предприятия выделена в отдельное структурное подразделение и состоит из 2 человек:
- Главный бухгалтер;
- Бухгалтер.
Основные функции главного бухгалтера на предприятии:
- Составляет квартальную и годовую отчетность;
- Контролирует финансовую деятельность предприятия;
- Осуществляет контроль дебиторской и кредиторской задолженности.
Главный бухгалтер является основным звеном в работе бухгалтерии, несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, оформлением документации.
Бухгалтерия как структурное подразделение выполняет следующие функции:
- Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
- Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;
- Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;
- Обеспечение порядка проведения инвентаризаций;
- Контроль за проведением хозяйственных операций;
- Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
- Формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественного положения, доходах и расходах;
- Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
- Своевременное и правильное оформление документов;
- Обеспечение расчетов по заработной плате;
- Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений;
- Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат;
- Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
- Обеспечение строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;
- Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы;
- Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств;
- Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, и также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премировании и т.п.
На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:
- Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства бухгалтерией.
- Организацию деятельности бухгалтерии по выполнению задач и функций, возложенных на бухгалтерию.
- Соблюдение работниками бухгалтерии производственной и трудовой дисциплины.
- Организацию в бухгалтерии оперативной и качественной подготовки документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
- Обеспечение сохранности имущества, находящегося в бухгалтерии и соблюдение правил пожарной безопасности.
- Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности производства
- Своевременное и качественное исполнение приказов генерального директора
- Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, инструкций, положений и других документов.
- Своевременное осуществление корректирующих и предупреждающих действий, распространяющихся на деятельность производства.
Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру данного предприятия.
Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.).
Он участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
Бухгалтер осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке, отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, составлять отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению.
Бухгалтерский учёт ведётся на основе журнально-ордерной системы, с использованием электронно-вычислительных машин. Бухгалтерия использует в своей работе вспомогательные программы для ведения бухгалтерского учета на предприятии, такие как 1С: Предприятие 8.2, 1С:Торовля (склад) 8.2. Предприятие работает с онлайн-банком, что позволяет быстро осуществлять необходимые денежные операции с поставщиками, работниками, покупателями, а также налоговыми органами. Позволяет оплачивать всевозможные штрафы, пени, неустойки.
- Основные формы промежуточной бухгалтерской отчетности - это бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Годовая бухгалтерская отчётность включает:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчёт о финансовых результатах;
- Отчёт об изменении капитала;
- Отчёт о движении денежных средств;
- Отчет о целевом использовании денежных средств;
- Пояснения к бухгалтерскому балансу;
- Пояснительная записка
- Аудиторского заключения, которое составляет компания «Аудит - Профи» г.Барнаул.
Основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ОАО «СЗР» по данным бухгалтерской отчетности, приведены в таблице 2.
"right">Таблица 2Экономические показатели деятельности предприятия ОАО «СЗР» за 2011-2013гг.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Абсолютные показатели |
||
2012 - 2011 |
2013 - 2012 |
|||||
Выручка, тыс. руб. |
31105 |
44560 |
33620 |
13455 |
-10940 |
|
Себестоимость, тыс. руб. |
30860 |
44680 |
34105 |
13820 |
-10575 |
|
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
245 |
-120 |
-485 |
-365 |
-365 |
|
ОПФ, тыс. руб. |
32895 |
25673 |
24752 |
-7222 |
-921 |
|
Оборотные активы, тыс. руб. |
59322 |
42240 |
40591 |
-17082 |
-1649 |
|
Численность работников (чел.) |
45 |
45 |
45 |
0 |
0 |
|
Фонд оплаты труда персонала, тыс. руб. |
5180 |
5260 |
6480 |
80 |
1220 |
|
Рентабельность продаж, % |
0,79 |
-0,27 |
-1,44 |
-1,06 |
-1,71 |
|
Фондоотдача, руб. |
0,946 |
1,736 |
1,358 |
0,790 |
-0,377 |
|
Оборачиваемость оборотных фондов (дн) |
0,52 |
1,05 |
0,83 |
0,53 |
-0,23 |
|
Производительность труда, тыс. руб. |
691,2 |
990,2 |
747,1 |
299 |
-243,1 |
|
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. |
115,11 |
116,89 |
144,00 |
1,78 |
27,1 |
Данные, представленные в таблице показывают, что выручка в 2012 году в сравнении с прошлым периодом увеличилась на 13455 тыс. руб., а в 2013 году в сравнении с прошлым, 2012 годом сократилась на 10940 тыс. руб. Себестоимость увеличивается в 2012 году на 13820 тыс. руб. и снижается в 2013 году на 10575 тыс. руб. (снижение себестоимости происходит за счет снижения объемов производства).
Предприятие получила прибыль только в 2011 году, в 2012 году предприятие сработало с убытком и в сравнении с предыдущим периодом прибыль от продаж снизилась на 365 тыс. руб., в 2013 году в сравнении с предыдущим годом прибыль сократилась еще на 365 тыс. руб.
Снижение стоимости ОПФ составило в 2012 году 7222 тыс. руб., а в 2013 году - 921 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами (снижение стоимости ОПФ связано не только с амортизацией, но и продажей).
Оборотные активы на протяжении исследуемого периода также сокращаются, и в 2012 году на 17082 тыс. руб., а в 2013 году на 1649 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами (снижение оборотных активов связано со снижением стоимости запасов на складе и готовой продукции).
Численность работников на протяжении всего периода исследования не изменяется. Фонд оплаты труда увеличивается на протяжении всего периода исследования, и в 2012 году увеличивается на 80 тыс. руб., а в 2013 году на 1220 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами, также происходит увеличение среднегодовой заработной платы.
Рентабельность продаж снижается. Производительность труда увеличивается в 2012 году на 299 тыс. руб., и снижается в 2013 году на 243,1 тыс. руб. в сравнении с прошлыми периодами.
В целом положение предприятия ухудшается, о чем свидетельствуют показатели, представленные в таблице 2.