Учет и анализ реализации продукции, товаров, работ, услуг

дипломная работа

1.1 Место бухгалтерского учета и анализа реализации продукции, товаров, работ и услуг в информационной системе предприятия

Реализация отражает экономические связи между предприятием и государством, между предприятием и другими организациями. Для производственного предприятия, выручка от реализованной продукции является главным источником средств для бесперебойной работы, что требует систематического контроля над выпуском, отгрузкой и реализацией готовой продукции, связанными с эти издержками и полученным финансовым результатом.

В процессе реализации определяется потребность в данном виде продукции на рынке, уровень спроса, а выявляется конкурентоспособность, а также разрабатываются способы улучшения качества и дальнейшего развития.

Основной задачей предприятий пищевой промышленности является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Ежедневный учет отгрузки и реализации продукции ведется в целом по предприятию в разрезе ее видов и покупателей в натуральном и денежном выражении.

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - это основной показатель, характеризующий деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат - расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

Объём реализации продукции определяет степень участия предприятий и отраслей народного хозяйства в процессе социалистического расширенного воспроизводства.

Объём реализации продукции рассчитывается, как правило, по заводскому методу, т. е. в стоимость планируемых к реализации готовых изделий и полуфабрикатов не включается та их часть, которая поступает во внутризаводской оборот и используется на собственные нужды предприятия. Общий объём реализации по отрасли определяется как сумма объёмов реализованной продукции всех входящих в её состав предприятий.

Поскольку объем реализации - это конечный результат деятельности предприятия, то учет реализации товаров, работ, услуг проводят как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений.

По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

В настоящее время важное значение приобретает реализация продукции по договорам - поставкам как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. Сведения о выполнении плана поставок, реализации (отгрузки) и прибыли ежедневно, за пятидневку или декаду представляют руководству предприятия, которые обсуждаются на совещаниях.

В разовых договорах поставки указываются наименование, количество, ассортимент и качество поставляемой продукции, цена, порядок расчётов, срок действия договоров и некоторые другие данные.

Эти договора служат средством контроля за соблюдением условий, сроков, качество поставок и своевременностью расчётов с покупателями.

Однако существуют договора поставок, в которых не указываются количество, ассортимент, цена реализованной продукции. В этом случае к договорам поставок существуют приложения (протоколы согласования цен), в которых указываются все эти данные, в том числе и процент скидки.

В зависимости от принятого порядка в объём реализации может включаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платёжных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими по оплате труда, поставщиками и возмещать производственные затраты.

Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия.

В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятия её получателей.

Поэтому в ряде случаев объём реализации продукции с учётом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.

Кроме того, от объёма реализации зависит и величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей его деятельности.

Поэтому бухгалтерский учет реализации продукции (товаров, работ, услуг) играет важную роль в системе управления предприятия, так как он дает нам данные об объемах реализации; о своевременности поставок по реализации продукции; оперирует данными о качестве, ассортименте, номенклатуре реализуемой продукции; позволяет выявить определенный финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг; определяет момент и место реализации продукции.

В результате учетные данные о реализации продукции является важнейшим источником фактической информации различным объектам управления -- службам предприятия, его подразделениям, менеджерам, которые, используя эту информацию с другими данными, вырабатывают и принимают соответствующие управленческие решения.

Целью бухгалтерского учета реализации продукции является формирование сведений о ней для внутренних пользователей.

В его задачи входит:

1.своевременное и правильное документальное оформление отгрузки продукции покупателям, заказчикам;

2.своевременный и правильный учёт отгруженной и реализованной продукции, чёткая организация расчётов с покупателями;

3.контроль за выполнением плана по отгрузки и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключёнными договорами;

4. учёт и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;

5.правильность расчётов полной себестоимости реализованной продукции и выявление финансовых результатов от её реализации.

При этом основными пользователями информации о реализации готовой продукции (работ, услуг) считаются следующие лица: администрация предприятия, работники, менеджеры разных уровней.

Их интерес выражается в получении следующей информации о реализации продукции:

администрация - интерес в повышении спроса на свою продукцию, в повышении уровня продаж (объема реализации) и соответственно увеличение прибыли;

работники предприятия - заинтересованы в улучшении качества производимой продукции, в увеличении доли более рентабельной;

менеджеры разных уровней - интересует информация о выполнении плана реализации, об объемах реализации для своевременного принятия соответствующего управленческого решения.

Финансовый учет реализации продукции отражает «историческую» информацию о производственно - коммерческой деятельности организации.

Его информация важна пользователям для оценки эффективности реализации продукции, производимой филиалом; для оценки вероятности вкладывать деньги в наиболее рентабельные виды продукции; для возможности расширения ассортимента реализуемой продукции.

В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет продукции, ее отгрузки и реализации.

Бухгалтерский учет реализации продукции рассматривает организацию учетного процесса продаж продукции, товаров; изучает общие принципы и правила учета.

Вся учетная работа завершается составлением бухгалтерской отчетности, данные которой, являются основой для анализа хозяйственной деятельности организации, в том числе для анализа реализации товаров, работ, услуг.

Одной из основных задач регистрации и обобщения учетных показателей является формирование информационного поля для проведения анализа деятельности предприятия, а в нашем случае - оценки реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг).

Анализ является самостоятельной научной дисциплиной, изучающей общие принципы и методы анализа (теория экономического анализа), а также анализ хозяйственной деятельности, в различных аспектах (финансовый анализ, управленческий анализ).

В частности, для анализа реализации продукции необходима комплексная информация бухгалтерского учета, но основное место отводится показателям бухгалтерского учета, которые дают сплошное, непрерывное отражение хозяйственной деятельности изучаемого объекта.

Большое значение при проведении анализа хозяйственной деятельности имеет разделение процесса реализации на отдельные стадии. Данной позиции придерживается в частности Патров В.В., который рассматривает реализацию продукции как процесс, состоящий из определенных периодов. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков незавершенной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров-поставок. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика (19, с. 26).

C бухгалтерским учетом реализации тесно связан экономический анализ. Эта связь имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность.

С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету.

Учет дает важную и нужную информацию об объемах реализации; о сроках поставок и продажи товаров; об определении выручки от реализации; о правильном отнесении на реализацию налогов и платежей и их отражении.

Анализ реализации в свою очередь позволяет нам обладать информацией о структуре продукции; о степени выполнения плана реализации товаров, работ, услуг; об ассортименте, номенклатуре и рентабельности реализуемой продукции; о резервах увеличения реализации продукции.

Чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется.

С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения об объемах реализации, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства и продаж, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ хозяйственной деятельности изучает экономические процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Информационная взаимообусловленность бухгалтерского учета и анализа особенно явно прослеживается при рассмотрении форм финансовой отчетности предприятия.

Так наибольшую аналитическую значимость имеют следующие Формы финансовой отчетности: ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках» и ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Являясь информационной основой анализа реализации, они отражают данные о продажах в виде соответствующих показателей:

-товары отгруженные;

-дебиторская задолженность, в т.ч. расчеты с покупателями и заказчиками;

-выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

-себестоимость проданных товаров;

-прибыль (убыток) от продаж;

-чистая прибыль отчетного периода;

-налог на прибыль.

При этом основным способом оценки взаимосвязи и взаимообусловленности данных показателей может служить факторный анализ финансовой отчетности.

Поэтому большая роль отводится научному обоснованию и классификации факторов, влияющих на объем реализации продукции. Так при проведении анализа продаж наиболее часто выделяют следующие факторы, влияющие на процесс реализации продукции:

сроки поставки продукции;

увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;

производительность труда;

ввод в действие новых мощностей и оборудования;

обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;

повышение серийности производства;

количество рабочих дней в каждом квартале;

сезонность и сменность работы;

сезонность реализации продукции;

- снятие с производства устаревших, нерентабельных изделий, не находящих потребителей (29, с.77).

Таким образом, можно сказать, что реализация продукции, товаров, работ, услуг, ее учет и анализ играют в информационной системе предприятия важную роль, позволяют формулировать и принимать соответствующие управленческие решения.

Делись добром ;)