Учет и аудит расчетов по оплате труда и страховым взносам
2.7 Типичные ошибки и нарушения
Заключительный этап аудита расчётов с персоналом по оплате труда содержит анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, а также рекомендации по устранению данных ошибок.
В учете расчетов по оплате труда часто встречаются следующие типичные ошибки и нарушения:
1. Организация учета:
отсутствуют коллективный договор, трудовые договора, контракты, правила внутреннего трудового распорядка;
отсутствует штатное расписание либо оформлено с нарушением законодательства Российской Федерации;
не организован контроль за работой персонала либо организован, но не эффективно функционирует;
отсутствуют личные карточки по учету персонала;
не ведутся записи в трудовых книжках либо заполняются с нарушением требований законодательства Российской Федерации;
отсутствуют приказы руководителя по приему, увольнению, перемещению персонала;
не утверждены положения об отделах, должностные инструкции;
отсутствуют положения об оплате, о премировании;
не утверждено собственником решение об использовании прибыли на выплату премий, материальной помощи.
2. Ведение учета:
не оформляются первичными учетными документами операции по учету труда и заработной платы;
данные аналитического учета по начислению и удержанию заработной платы не соответствуют оборотам и остаткам по синтетическому счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", Главной книге;
начисленные, но не выплаченные в установленный срок суммы по заработной плате не депонированы и не списаны на счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по депонированным суммам";
счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" не проинвентаризирован перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при выплате заработной платы, причитающейся за соответствующий период, работодатель не извещает в письменной форме о ее составных частях, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (основание - ст.136 ТК РФ);
не соблюдается ограничение размера удержаний из заработной платы (основание - ст.138 ТК РФ);
неверно определена численность персонала;
неправильно определена налоговая база по страховым взносам, налогу на доходы с физических лиц.
Существенные недостатки, выявленные по результатам проверки трудовых отношений и расчетов по оплате труда, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.