Учет и аудит товарно-материальных запасов (на примере Республиканского государственного казенного предприятия "Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании")

дипломная работа

1.2 Сущность и основные этапы финансового контроля на государственных предприятиях

Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля над ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.

Финансовый контроль является важнейшим инструментом для установления законности хозяйственных операций, определения достоверности данных о формировании и использовании финансовых ресурсов в государственных, производственных, коммерческих, инвестиционных, банковских, страховых и рыночных организациях и учреждениях.

Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы.

Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации.

На современном этапе развития рыночных отношений широко используются следующие формы финансового контроля: ревизия, проверка, обзорный анализ, экспертиза, инспекция, мониторинг, обследование, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и так далее. Каждая из этих форм контроля подразделяется на более частные виды, позволяющие решать промежуточные задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и другие. Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих проверку, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

Формы и методы финансового контроля постоянно совершенствуются, определенное воздействие на них оказывает появление новых систем информации на базе компьютерной техники. Названные общие методы конкретизируются в методиках и правилах проведения финансового контроля и аудита различных объектов. Например, документальные приемы в свою очередь подразделяются на:

- информационное моделирование;

- нормативно-правовое регулирование;

- исследование конкретных форм документов и финансовой отчетности.

Одним из основных форм финансового контроля является ревизия (от латинского "revisio" - пересмотр), под которым понимается наиболее полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период. Ревизии осуществляются разными государственными, общественными и иными органами. Они могут быть проведены как по плану этих структур, так и по указанию других компетентных организаций - вышестоящих, надзорных или следственных органов.

По объекту проверки различают ревизии:

- документальные;

- фактические;

- полные;

- выборочные.

По организационному признаку они могут быть:

- плановыми;

- внеплановыми;

- комплексными;

- тематическими.

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы, а не только отчеты, сметы и бухгалтерские регистры.

Фактическая ревизия означает не только проверку документов, но и наличие денег, запасов товарно-материальных ценностей, замер объемов выполненных работ или оказанных услуг.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период.

При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности.

Тематические ревизии проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Они дают возможность одновременно проверить состояние определенного участка на ряде предприятий, организаций и учреждений и получить обширный материал по данному вопросу, проанализировать его, сделать выводы, разработать предложения по улучшению работы.

Приемы ревизий:

- инвентаризация материальных ценностей;

- проверка наличия денег в кассе;

- сопоставление плановых, нормативных и отчетных показателей деятельности проверяемого объекта;

- документальная и встречная проверки.

Указанные приемы применяются в зависимости от поставленной цели ревизии.

Для проведения ревизий составляется программа, в которой указываются объект и цель ревизии, тема и основные вопросы, подлежащие проверке. Результаты ревизии оформляются актом, подписываемым руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои замечания и возражения руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе актов ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений финансовой дисциплины. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Основные принципы организации контрольно-ревизионной работы можно сгруппировать по следующим направлениям:

- объективность, законность и ответственность контроля;

- регулярность, повсеместность и универсальность контроля;

- научность, системность и комплексность контроля;

- первичность, целостность и конкретность контроля;

- действенность, реальность и гласность контроля;

- беспристрастность и надежность контроля;

- существенность, осторожность и экономичность контроля.

Вышеназванные принципы могут быть достигнуты только при правильной организации контрольно-ревизионной работы, применении обоснованной методики, тщательном изучении дела и внесении конкретных предложений по его систематическому совершенствованию.

В своей профессиональной деятельности контролеры должны руководствоваться этическими принципами:

- честностью;

- независимостью;

- соблюдением интересов общества;

- компетентностью;

- конфиденциальностью;

- должной организованностью;

- добросовестностью;

- сохранением системы;

- демократичностью.

Например, проверяющий должен соблюдать требования принципов честности, объективности и независимости, чтобы поддержать и укрепить общественное доверие, выполнить задание безукоризненно и честно, правдиво раскрыть действительное состояние и выразить независимое мнение.

Смысл принципа научности заключается в том, что итоги проверки подтверждают или отвергают вариант действий, исходя из существующих положений науки управления и теории контроля. На его основе раскрывается научная истинность или ложность теоретической базы, построенной на определенных исходных данных. Поэтому часто в качестве контролера выступает высококвалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями теории и практики контрольно-ревизорской деятельности.

Делись добром ;)