logo
Учет расходов от обычных видов деятельности

3.4 Порядок отражения в первичных документах, регистрах учета и формах годовой бухгалтерской отчетности.

Сводный учет затрат на производство осуществляется на основе сводных данных, получаемых в результате обработки первичной документации, оформленной в установленном порядке, и должен обеспечивать выделение в себестоимости продукции затрат в соответствии с принятой методикой планирования и группировкой затрат. Данные сводного учета используются при составлении калькуляции фактической себестоимости продукции.

При организации сводного учета, в соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной Письмом Минфина СССР от 08.03.60 № 63 (ред. от 12.01.83) рекомендуется руководствоваться следующим:

на небольших предприятиях сводный учет затрат основного производства должен вестись в разрезе изделий (заказов) в целом по предприятию без подразделения по цехам. Такой порядок следует применять и на предприятиях, выпускающих однородную продукцию, а также на предприятиях, где по цехам планируются лишь отдельные элементы себестоимости;

отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от их плановой себестоимости или транспортно-заготовительные расходы (при учете материалов по оптовым ценам), относящиеся к материалам, израсходованным на цеховые и общезаводские нужды, на исправление брака в производстве и на мероприятия, осуществляемые за счет расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей, списываются полностью непосредственно на счет 20 «Основное производство». На крупных предприятиях, когда вспомогательные производства значительную часть своих работ и услуг оказывают на сторону, отклонения или транспортно-заготовительные расходы по материалам, израсходованным во вспомогательных производствах, следует относить на затраты этих производств;

в тех случаях, когда учет затрат на производство ведется по цехам, необходимо, чтобы аналитический учет цеховых и общезаводских расходов, расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей (а при ограниченной номенклатуре калькулируемых объектов - и учет прямых затрат на производство по видам или группам изделий) был завершен до выявления затрат на производство по предприятию в целом. Затраты на производство по предприятию в целом устанавливаются в этом случае путем суммирования необходимых данных аналитического учета;

в целях получения в единой системе записей аналитических данных по затратам на производство и требующихся по предприятию в целом синтетических данных, записи по аналитическому учету производятся в разрезе корреспондирующих счетов. В таком порядке показываются суммы, относимые в дебет счетов, предназначенных для учета затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26), с кредита счетов, предназначенных: для учета производственных запасов (счет 10), учета расчетов с рабочими и служащими и по социальному страхо-ванию (счета 70, 69), учета амортизационных отчислений (счета 02, 04), а также недостач и потерь от порчи ценностей и т.д. Вместе с тем суммы, уже отраженные в каком-либо журнале-ордере (например, по учету кассы, расчетного счета и т.п.), приводятся по дебету счетов учета затрат на производство в необходимой группировке, но без разбивки по корреспондирующим счетам;

- все затраты на производство по предприятию в целом, независимо от того, на каких синтетических счетах эти затраты подлежат учету, отражаются (в разрезе корреспондирующих счетов) в одном регистре. Тем самым затраты на производство по их элементам и фактическая себестоимость продукции по калькуляционным статьям расходов могут быть установлены непосредственно по учетным данным без дополнительных выборок. Когда учет затрат на производство ведется по цехам, соответственно все издержки производства, относящиеся к деятельности того или иного цеха, также находят отражение в одном регистре.

На промышленных предприятиях, где цехам планируется себестоимость продукции, для учета затрат на производство применяются следующие регистры:

ведомость № 12 - для учета затрат по цехам (с вкладными листами);

ведомость № 14 - для учета потерь в производстве;

ведомость № 15 - для учета общезаводских расходов, расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей;

журнал-ордер № 10 - для учета оборотов по кредиту тех счетов, ко-торые корреспондируют со счетами учета затрат на производство.

На предприятиях с бесцеховой структурой управления производством для учета на производство и для отражения оборотов по кредиту тех же счетов, что и в журналах-ордерах № 10 и № 10/1, применяется журнал-ордер № 10-а.

Журнал-ордер № 10-а применяется также на небольших предприятиях с цеховой структурой управления, где по указанию совнархозов, министерств и ведомств цеховые расходы из состава расходов по обслуживанию и управлению производством не выделяются и где цехом устанавливаются лишь отдельные показатели по себестоимости продукции.

На предприятиях с большой номенклатурой калькулируемых объектов для систематизации затрат на производство по видам продукции или по заказам применяются карточки или ведомости. Построение и круг показателей этих регистров зависят от характера производства, а также методики калькулирования изготавливаемых изделий. Формы этих документов и порядок их составления устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В соответствии с этими инструкциями ведется и аналитический учет брака в производстве.

При разработке документов по заработной плате и расходу материалов без применения средств механизации записи в регистрах учета затрат на производство осуществляются непосредственно по первичным документам. При этом начисленная заработная плата и расход материалов распределяются по направлениям затрат (по счетам, субсчетам, статьям, заказам) работниками бухгалтерии, ведущими учет производства, в момент отражения необходимых данных в соответствующих регистрах.

Затраты на производство промышленной продукции учитываются на предприятии отдельно по каждому цеху. Учет ведется в специальных ведомостях № 12 статьям затрат и синтетическим счетам (20; 23; 25; 26). Отдельно учитываются; ты, связанные с браком в производстве (счет 28).

Ведомость № 12 «Затраты по цехам». В этой ведомости, открываемой на месяц, учитываются затраты на производство в разрезе цехов; для отражения затрат по отдельным цехам используются предусмотренные к ведомости вкладные листы. Учет затрат цехов основного производства осуществляется отдельно от затрат цехов вспомогательных производств в обособленных ведомостях. При значительном количестве цехов могут открываться ведомости на отдельные группы цехов.

По каждому отдельному цеху в ведомости должны найти отражение все затраты относящиеся к его деятельности. При этом они показываются в следующем порядке:

затраты основного или вспомогательных производств - в целом по переделам, либо по группам изделий, заказам, если номенклатура продукции ограничивается тремя наименованиями;

цеховые расходы - по статьям аналитического учета (в зависимости от того, по какому цеху отражаются затраты);

расходы по исправлению брака и потери от неисправимого брака - в целом по цеху. Никакие другие регистры аналитического учета по затратам цеха не ведутся.

Цеховые расходы включаются в состав затрат основного производства по данным, выявившимся непосредственно в ведомости, без составления каких-либо бухгалтерских документов.

Для контроля за исполнением сметы расходов по обслуживанию и управлению производством фактические расходы (по отдельным статьям) приводятся в ведомости N°12 итогами за месяц и с начала года - как по предприятию в целом, так и по дельным цехам.

Наряду с расходами по обслуживанию и управлению производством в ведомости приводится общая сумма затрат на производство по предприятию в целом (и группе цехов, включенных в ведомость) в разрезе корреспондирующих счетов. Данные ведомостей № 12 подсчитанные по горизонтали, показывают затраты цехов по дебету счетов (по направлениям), а по вертикали - по кредиту счетов (по элементам). После того как отражены затраты по цехам, а в ведомостях подсчитаны и сбалансированы итоги, суммируют итоги всех цеховых ведомостей № 12. Итоговые данные записывают на оборотной стороне одной из ведомостей в таблице «всего по корреспондирующим счетам». Суммы итогов по горизонтали должны сбалансироваться с суммами итогов по вертикали.