Учет расчетов по оплате труда

курсовая работа

3. Документальное оформление операций по начислению и выплате заработной платы

Документально оформление операций по начислению и выплате заработной платы регламентируется определенной нормативной базой:

· Приказ № 489 - приказ Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489.

* Положение № 637 - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Перед выплатой зарплаты происходит ее начисление.

Типичный расчёт заработной платы включает следующие процедуры:

1) начисления в расчетной ведомости:

· заработной платы: согласно штатного расписания, трудовых договоров и табеля учета рабочего времени при почасовой форме оплаты труда (с учетом государственных гарантий при работе в выходные и праздничные дни, в ненормированное время, в ночное время и других);

· расчет ежемесячной индексации заработной платы;

· премий, надбавок, компенсаций, льгот, сверхурочных, отпускных;

· расчет при уволнении и сокращении;

· учет выплат за счет фондов социального страхования (больничные, отпуск по беременности и родам, путевки и т.д.);

· медицинского страхования, страхования жизни;

· другие начисления, предусмотренные законодательством Украины и коллективным договором;

· расчет вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.

2) удержания в расчетной ведомости:

· по исполнительным документам (взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, возмещение материального ущерба и пр.);

· по заявлениям работников (профсоюзные взносы, в негосударственные пенсионные фонды и пр.);

· расчет других удержаний, в том числе в соответствии с правилами компании - превышение лимитов по мобильным телефонам, ссуды, превышение суточных и т.д.

3) расчет налогов и сборов, удерживаемых с заработной платы, в соответствии с законодательством Украины:

· налога на доходы физических лиц;

· единого социального взноса.

Основными документами, используемыми для расчета заработной платы, являются:

* кадровая документация: штатное расписание, приказы о приеме и увольнении работников, об отпусках, о командировках, приказы о доплате за работу в выходные дни, о выплате премии, компенсации за неиспользованный отпуск и т. п.;

* табель учета использования рабочего времени;

* документы, для учета выработки (наряды, ведомости учета выработки, рапорты о выработке, маршрутные листы и т. п.);

* расчетные, платежные и расчетно-платежные ведомости.

Расчеты с работниками по оплате труда

Расчет заработной платы работников со сдельной оплатой труда выполняется на основании первичных документов по учету выработки, доплат за сверхурочные часы работы, начисление премий и т. д., а расчет заработной платы работников с повременной оплатой труда - на основании учета фактически отработанного времени, доплат за сверхурочные часы работы, начисления премий. Одновременно производится расчет всех удержаний из заработной платы и определяется сумма, подлежащая выплате.

Учет расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться с использованием типовых форм первичных документов, утвержденных приказом № 489. К числу таких форм относятся:

- Табель учета использования рабочего времени. Типовая форма № П-5;

- Расчетно-платежная ведомость работника. Типовая форма № П-6;

- Расчетно-платежная ведомость (сводная). Типовая форма № П-7.

С учетом потребностей конкретного предприятия наряду с типовыми формами могут применяться и самостоятельно разработанные первичные документы. Такие документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», а также все необходимые данные

Учет использования рабочего времени. При повременной оплате труда для учета использования рабочего времени, получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду применяется табель учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5).

Учет использования рабочего времени осуществляется в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т. д.).

Отметки в табеле о причинах неявок на работу или о работе неполный рабочий день, о работе в сверхурочное время и других отступлениях от нормальных условий работы должны проставляться на основании надлежащим образом оформленных документов (лист нетрудоспособности, приказ об отпуске и т. п.).

Для отражения использования рабочего времени за каждый день в табеле (типовая форма № П-5) отведено две строки. В одной указываются условные обозначения видов затрат рабочего времени (например, часы/дни работы - «Р», служебная командировка - «ВД»), а в другой - количество часов. Условные обозначения видов затрат рабочего времени приведены на титульном листе типовой формы № П-5. Кроме того, предприятие может ввести собственные условные обозначения, главное, не забыть указать перечень этих обозначений в табеле, чтобы их смысл был понятен не только заполнявшему документ, но и любому другому пользователю, в т. ч. представителям контролирующих органов.

В примечании к типовой форме № 5 указано, что она носит рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения государственных статистических наблюдений. При необходимости форма может быть дополнена другими показателями.

Учет выработки.

Для обеспечения правильного начисления заработной платы необходимо точно учитывать выработку продукции или объем работ, выполненных каждым работником со сдельной оплатой труда.

В зависимости от характера производства, системы организации и оплаты труда на предприятиях применяются следующие первичные документы по учету выработки: наряд на сдельную работу, маршрутный лист (карта), рапорт о выработке, ведомость учета выработки, акт о приемке выполненных работ, лист на доплату, лист о простое, акт о браке и пр.

Расчет и выплата зарплаты

Приказом № 489 среди прочих документов утверждены расчетно-платежные ведомости (типовые формы № П-6 и № П-7). Однако, несмотря на свое название, типовые формы № П-6 и № П-7 не являются платежными документами ввиду отсутствия в них обязательных реквизитов таких, как подпись получателя, подпись руководителя предприятия и пр.

Для выплаты заработной платы (аванса) используется Ведомость на выплату денег. Выплата заработной платы осуществляется в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат, в сумме, указанной в Ведомостях на выплату денег (п. 2.10 Положения № 637).

Выплату заработной платы можно также оформлять расходными кассовыми ордерами или перечислять «на карточку».

Сумма, начисленная работнику за выполненную работу, и сумма, которая надлежит к выплате, как правило, отличаются на сумму произведенных удержаний из оплаты труда.

Удержания из заработной платы могут быть:

1) обязательные -- те, которые могут осуществляться только в случаях, предусмотренных законодательством Украины (подоходный налог, удержания в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд страхования на случай безработицы, а также удержания по решению суда в пользу юридических и физических лиц);

2) удержания, которые осуществляются по инициативе предприятия (для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или на хозяйственные нужды; при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск; при возмещении вреда, причиненного по вине работника предприятию и пр.).

При каждой выплате заработной платы общий размер всех отчислений, предусмотренных законодательством Украины, не может превышать 50% (а в отдельных случаях и 70%) заработной платы.

Автобаза использует типовые документы при учете заработной платы, что описано в данном разделе. А именно:

- руководитель подразделения сдает в отдел кадров табель рабочего времени для проверки и подписи;

- руководитель подразделения предоставляет инженеру по нормированию труда утвержденный табель рабочего времени для проверки тарифных ставок и соблюдения норм рабочего времени;

- бухгалтеру расчетчику передаются табель рабочего времени, личные заявления работников, приказы по предприятию для начисления заработной платы и осуществления удержаний;

- бухгалтер расчетчик заносит данные о начислении в личную карточку и в программу учета «Парус»;

- бухгалтер расчетчик подписывает Расчетную ведомость у руководителя предприятия и главного бухгалтера и предоставляет в банк для оплаты на пластиковые карты.

Документооборот между подразделениями и бухгалтерией осуществляется очень медленно, а также документы - Табель рабочего времени, заявления на удержания и т.д. пишутся вручную и очень долго доставляются в бухгалтерию - это другой город. Для ускорения и оптимизации данного процесса необходимо установить в подразделениях компьютеры и специализированную программу парус со связью с главным подразделением через интернет.

Делись добром ;)