logo
Учет расчетов по социальному и индивидуальному подоходному налогу

3 Пути совершенствования учета расчетов с бюджетом по социальному и индивидуальному подоходному налогу

Действующим Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрено исполнение налогового обязательства по составлению и представлению налоговой отчетности налогоплательщиками самостоятельно в установленном порядке и сроки.

Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком, налоговым агентом, либо их представителями в порядке и по формам, установленным уполномоченным государственным органом в соответствии с Налоговым кодексом. Налоговая отчетность составляется на бумажном и (или) электронных носителях на государственном или русском языке.

Налогоплательщики вправе представлять налоговую отчетность по выбору:

- в явочном порядке;

- по почте заказным письмом с уведомлением;

- в электронном виде.

Если налогоплательщик желает представлять декларацию в электронном виде, он должен предварительно зарегистрироваться в Налоговом комитете по месту регистрации, как плательщик, сдающий налоговую отчетность в электронном виде. Процесс регистрации налогоплательщика включает в себя:

1) Подачу Заявления об обмене электронными документами с налоговым органом (форма 009.00);

2) Заключение типового соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи в электронных документах;

3) Выпуск Налоговым комитетом криптографических ключей для налогоплательщика и запись их на магнитный носитель (дискету).

При составлении налоговой отчетности в электронном виде электронный документ должен быть заверен электронной цифровой подписью налогоплательщика. Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика.

При составлении налоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщики обязаны по требованию уполномоченного государственного органа представлять копии таких документов на бумажных носителях.

Электронные формы налоговой отчетности передаются в Налоговый комитет с помощью программ, разработанных налоговым комитетом: ИСИД, НДС, ЭФНО через Систему Гарантированной Доставки Сообщений (СГДС)

В этом году в период с 20 июля по 2 сентября прошло полное обновление программ налоговой отчетности и переход с СГДС2 на СГДС3.

Налоговая отчетность предприятия ТОО «Корунд.KZ» составляется в порядке, утвержденном Правилами составления форм налоговой отчетности от 8 декабря 2004 года приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан за № 625 и Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.

Также за каждый квартал ТОО «Корунд.KZ» предоставляет в Налоговый комитет расчет по индивидуальному подоходному налогу по выплаченным доходам, облагаемым у источника выплаты, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

По окончании отчетного года ТОО «Корунд.KZ» представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу в налоговый комитет.

Раз в квартал ТОО «Корунд.KZ» представляет в Налоговый комитет декларацию социальному налогу не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом Сроки подачи квартальных отчетов утверждены согласно ст 377 и 377-1 НК РК от 31.12.2006г

Также бухгалтерская служба ТОО «Корунд.KZ» составляет таблицу сведений о сроках уплаты и перечисления налогов, в которой указаны сроки, суммы уплаты налогов, виды и место представления налоговой отчетности. Типовая форма таблицы представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Сведения о сроках уплаты и перечисления налогов

Наименование налога

Срок уплаты налога

Перечисление налога в бюджет (или адресно в иной орган)

Наличие задержки

Дата по предъявлен-ному требованию

Дата факт.уплаты

Платежное поручение

+,-

к-во дней

Дата

Сумма, тыс.тенге

3 квартал 2007г.

Социальный налог

до 15 числа тек.мес.

13 апреля

12

13.10

2185,4

Возникновение ошибок при составлении расчетов и декларации по налогам независимо от причин образования, технические они или методологические, влечет за собой ответственность за совершение правонарушения в области налогообложения, что может существенно отразиться на финансовом положении предприятия.

Однако административные санкции к налогоплательщикам за технические ошибки не применяются, если:

- они своевременно выявлены на предприятии либо с помощью аудитора, до проведения проверки налоговым органом;

- внесены исправления в установленном порядке в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам (доведены до сведения налоговых органов);

- произведена уплата причитающихся к внесению в бюджет сумм;

- ранее налогоплательщик в установленные сроки предоставлял в налоговый орган расчеты по налогам и платежам.

Исправления технических ошибок, возникающих при составлении расчетов по налогам, исчисляемым нарастающим итогом, производятся в годовой отчетности. Аналогично без дополнительных записей по счетам бухгалтерского учета исправляется техническая ошибка, связанная с неправильным перенесением данных в налоговый расчет. Если техническая ошибка связана с неверным расчетом налога (при этом налогооблагаемая база для исчисления налога на счетах бухгалтерского учета сформирована верно), то, кроме вышеперечисленных действий, в бухгалтерском учете предприятия следует отразить дополнительную бухгалтерскую проводку.

После обнаружения ошибки в налоговую инспекцию необходимо представить дополнительные расчеты, в которых по соответствующим строкам отчетности указываются только суммы выявленной разницы по сравнению с ранее представленными расчетами. Подобные расчеты нужно сопроводить соответствующим заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения), в котором целесообразно описать подробности допущенной технической ошибки. Чем скорее предприятие это сделает, а также внесет в бюджет недостающую сумму налога, тем меньше риска подвергнуться финансовым санкциям.

При этом исправительные записи производятся одним из трех указанных ниже способов:

- сторнируется неправильная бухгалтерская запись и производится правильная. Такой способ обычно используется, когда ошибка выявлена в текущем отчетном периоде (квартал, год) и связана с несоответствующим первичным документом или нормативным актом, отражением операции на счетах бухгалтерского учета;

- дается дополнительная запись на сумму, не отраженную на счетах бухгалтерского учета. Этот способ можно использовать для исправления ошибок, выявленных как в текущем отчетном периоде, так и в прошлом. Однако зачастую в текущем отчетном периоде сделанная неправильная бухгалтерская запись все же требует сторнирования и внесения правильной записи;

- производится обобщенная проводка, приводящая на счетах бухгалтерского учета к такому состоянию, которое было бы в случае первоначально правильного отражения операции (по ошибкам, выявленным по прошлым отчетным периодам).

Исправительные записи при этом должны быть подтверждены бухгалтерской справкой или отчетом аудитора, прилагаемым к документации того отчетного периода, в котором были внесены изменения.

Налоговая система Казахстана идет в ногу со временем: основная часть функций более трех лет выполняется с помощью информационных систем. Это удобно не только налоговым органам, а, прежде всего, налогоплательщикам.

Информационная система НДС - система предназначена для проведения автоматизированной встречной проверки сделок между налогоплательщиками по электронным реестрам счетов-фактур для выявления субъектов, выписывающих фиктивные счета-фактуры.

Информационная система учета получателей доходов у источника выплаты (ИСИД).

Система формирования электронных форм налоговой отчетности (ЭФНО).

Клиентские приложения вышеназванных систем представляют собой программное обеспечение для формирования и передачи налоговой отчетности в электронном виде, которое устанавливается на рабочих местах налогоплательщика после общей регистрации плательщика, сдающего отчетность в электронном виде, и выполняют следующие функции:

- подготовку форм налоговой отчетности;

- форматно-логический контроль вводимой информации;

- печать заполненных форм налоговой отчетности;

- сохранение, передача, получение подтверждения о приеме форм налоговой отчетности.