Учетная политика и бухгалтерская отчетность

курсовая работа

1.1 Понятие, содержание и раскрытие учетной политики. Принцип последовательности применения учетной политики

Основным документом по учетной политике является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/98.

Согласно ПБУ 1/98 под учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета, в широком смысле слова понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, ведения регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т.д. [2, c. 123]

Учетная политика в узком смысле - документ, отражающий специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности в части методических способов бухгалтерского учета. В документе должна раскрываться информация в отношении:

- способов бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными актами по бухгалтерскому учету;

- особенностей применения способов бухгалтерского учета, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, исходя из специфики условий хозяйствования.

Учетная политика формируется бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения, утверждается руководителем организации, принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). [3, c. 68]

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

3. Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

4. Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

6. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Содержание.

В текст ПБУ 1/98 включены нормы Закона "О бухгалтерском учете" и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ относительно перечня вопросов, утверждаемых при формировании учетной политики:

I. Организационно-технический, в котором отражены приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

В нем нужно предусмотреть:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

2. Формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки.

3. Формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;

4. Правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года №105);

5. Порядок контроля за хозяйственными операциями.

II. Методические вопросы - это те, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности предприятия, на оценку ее финансового состояния.

К ним относятся

1. Способы амортизации основных средств и нематериальных активов;

2. Порядок учета и списания в производство сырья и материалов;

3. Перечень резервов, который будет составлять предприятие;

4. Порядок списания общехозяйственных расходов;

5. Методы оценки активов и обязательств;

6. Порядок проведения инвентаризации и т.д.

Новшество ПБУ 1/2008: в учетной политике должны утверждаться все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было ранее. В дальнейшем планируется предоставить компаниям право разрабатывать и утверждать все формы "первички" самостоятельно.

Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы ордера, Главную книгу и т.д.

Рассмотрим объем вопросов, рассматриваемых в учетной политике.

Для выяснения вопросов, которые должны быть решены в рамках учетной политики, организация должна в первую очередь определить совокупность способов, необходимых ей для отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактов ее хозяйственной жизни.

Иными словами, организация должна при формировании учетной политики рассматривать не все теоретически возможные факты хозяйственной жизни, а лишь те, которые имеют место в деятельности организации либо планируются в ближайшем будущем.

Учетная политика может быть дополнена в связи с возникновением в организации фактов, не имевших места ранее. Поэтому нет необходимости предугадывать наперед все события и пытаться их формализовать в рамках учетной политики.

Следующий шаг - анализ состояния нормативной базы по бухгалтерскому учету и формирование отношения организации к имеющимся нормам. Здесь решаются три задачи:

1. Выбор варианта учета из вариантов, предлагаемых законодателем.

Как правило, на выбор варианта оказывают влияние не только "желание" организации, но и такие факторы, как масштабы деятельности организации, вид производства и т.п. Необходимо также помнить, что выбор способов учета из предлагаемых законодательством вариантов необходимо осуществлять с учетом их комплексного рассмотрения. Кроме того, организация должна оценивать последствия того или иного способа учета, исходя из специфики своей деятельности, финансового состояния, бизнес-планов и т.д.

Например, определяясь со способом формирования первоначальной стоимости основных средств и принимая решение о включении в эту стоимость процентов по кредитам банка, привлеченным для приобретения основных средств, организация должна увязать это решение с решением в отношении способа учета затрат по обслуживанию займов и кредитов.

При необходимости организация определяет специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и т.п. или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

2. Оценка организацией нормативно-установленных способов учета. Если организация признает, что способ бухгалтерского учета, установленный нормативными документами, позволяет организации достоверно и полно отразить хозяйственные операции, то нет необходимости такой способ рассматривать в учетной политике. Он будет действовать "по умолчанию".

3. Выявление фактов хозяйственной жизни организации, нормы в отношении которых вообще отсутствуют в системе нормативного регулирования.

Если же нормативно установленный способ по каким-то причинам не позволяет организации адекватно отразить факты ее хозяйственной жизни или норма в законодательстве отсутствует, возникает необходимость оценить сложившуюся ситуацию, выработать и обосновать способ учета - либо новый, либо отличный от существующего, - воспользовавшись нормой ст.13 Закона о бухгалтерском учете" или ПБУ 1/98. Желательно в учетной политике по каждому способу приводить его нормативное обоснование, т.е. указывать на основании какого нормативного документа принято то или иное положение.

Согласно приказу Минфина РФ (приложение от 02.07.1994 г. №100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования - для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия - для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ учрежденным документом, либо по собственной инициативе.

Под раскрытием учетной политики, согласно ПБУ, понимается придание ее гласности. В части раскрытия учетной политики ПБУ 1/98 распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам, либо по собственной инициативе. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов)).

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам статистики для предоставления заинтересованным пользователям.

1. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год. К существенным способам бухгалтерского учета относятся методические вопросы учетной политики.

2. В ПБУ 1/98 п.12 приводится перечень возможных существенных способов бухгалтерского учета:

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

- способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов,

- методы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции,

- способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг…".

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам".

3. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 6 ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

В п. 14 ПБУ 1/98 существует требование относительно ситуации:

- "Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана". Кроме того, в бухгалтерской отчетности подлежат обособленному раскрытию изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решение пользователями бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причина этих изменений и оценка их в стоимостном выражении. Правило существенности приведено в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, действующих с 2000 года: "В пояснительной записке необходимо раскрыть данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах отражаются прочие активы, пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков, в случае их существенности в общей сумме итогов форм №1 и №2.

При этом следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. Данное правило существенности следует применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности".

4. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Принцип последовательности применения учетной политики.

Формирование учетной политики осуществляется на базе следующих допущений: При формировании учетной политики предполагается, что:

- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Делись добром ;)