Финансовая отчетность бюджетных организаций

дипломная работа

1.1 Бюджетная реформа в Российской Федерации и ее влияние на финансовую деятельность бюджетных учреждений

Современный этап развития государственности в России характеризуется реализацией Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 годах, призванной привести в соответствие функции органов государственной и исполнительной власти требованиям норм демократии и рыночной экономики.

Приоритетными направлениями системной реформы определены:

- ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти;

- развитие системы саморегулируемых организаций в различных отраслях экономики;

- организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным и муниципальным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Законодательно-правовой базой проводимых изменений являются: Бюджетной послание Президента Российской Федерации от 26 мая 2005 года «О бюджетной политике в 2006 году» (по основным стратегическим направлениям и задачам реформы). Так же Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по реформированию органов власти), постановление Правительства Российской Федерации №249 от 22 мая 2004 года «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Реформирование бюджетной сферы - это весьма многогранный процесс, который затрагивает многие стороны деятельности бюджетных учреждений. Постановление № 249 от 22 мая 2004 года дало старт многим преобразованиям в бюджетной сфере.

Первым направлением реформирования бюджетного процесса является реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета. Бюджетный классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств. Так же приближение бюджетной классификации к требованиям международных стандартов и при этом учесть изменения структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках проводимой административной реформы.

Суть реформы заключалась в смещении акцентов бюджетного процесса - в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами».

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс - это регламентируемая норма права деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов и исполнению бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов и по контролю за их использованием

В основу управления по результатам положена Концепция «Комплексного среднесрочного планирования расходов в рамках жестких бюджетных ограничений и бюджетирования, ориентированного на результат». бухгалтерский финансовый отчетность бюджетный

Необходимость среднесрочного финансового планирования (на 2-4 года) обусловлена объективной необходимостью бюджетирования определенных программ в течение нескольких учетных периодов. В рамках концепции управления результатами бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям, при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана. Формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств. Создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений). Приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводиться мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Практикой подтверждается, что реализовать многие программы в течение одного финансового года практически невозможно, а значит необходимо предусматривать планирование бюджетных средств на более длительный период (хотя бы на 2-4 года) и целевое использование их остатков в рамках бюджета принимаемых обязательств. Примером может служить планирование расходов на капитальный ремонт и реставрацию объектов культурного наследия. Реставрационный период многих объектов требует среднесрочного финансового планирования.

Бюджетная сеть новой формации принципиально отличается от традиционного подхода и в методах бюджетного планирования, это видно из табл.1.1:

Таблица 1.1. Сравнительная характеристика традиционной и новой модели построения бюджетного процесса

Показатели

Традиционная система

Бюджетная система

Планирование

Путем индексации прошлых расходов

Конкуренция программ («нулевой бюджет»).

Классификация

Функциональная и экономическая

Администраторов и программ

Целевое использование средств

Соответствие смете на содержание учреждения

Соответствие целям и результатам деятельности учреждения

Учет

Бухгалтерский

Бюджетный

Контроль затрат

План-факт

Мониторинг результатов

Основные параметры традиционной модели и модели бюджетирования представлена в табл. 1.2:

Таблица 1.2. Характеристика основных параметров традиционной модели и модели бюджетирования

Основные параметры

Целевое назначение

Планирование путем индексации прошлых расходов

Расчет ассигнований производится путем индексации на уровень инфляции, который объявляется официально.

Планирование путем конкуренции программ («нулевой бюджет»)

Достижение поставленных задач на основе выбора определенных программ, отработанных на конкурсной основе. При этом должен быть решен главный вопрос - доказать, что эти бюджетные средства нужны, что эти расходы обязательно надо включить в бюджет, что их величина обоснована по минимум («нулевой бюджет») на основе конкурсного отбора.

Бюджетная классификация (функциональная и экономическая)

Определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления, определяет целевые статьи и виды расходов, позволяющие субъекту бюджетного планирования сформулировать новые целевые статьи и виды расходов, соответствующие актуальным задачам развития отрасли и реализации общегосударственных вопросов.

Классификация администраторов и программ

Ведение в рамки процедур бюджетирования и бюджетного учета классификации администраторов доходов и поступлений и классификации программ и подпрограмм деятельности, заложенных в структуру новой Бюджетной классификации Российской Федерации, позволит обеспечить прозрачный и детальный учет бюджетных средств в разрезе установленных направлений, целей и участников на всех этапах бюджетного процесса (от планирования до исполнения). Эти новации приближают бюджетную классификацию к международным стандартам.

Целевое использование средств (соответствие смете на содержание учреждения)

Денежные средства выделяются на основании формирования сметных назначений и распределений плановых показателей по соответствующим статьям расходов на предстоящий отчетный период.

Целевое использование средств (соответствие целям и результатам)

Выделение бюджетных средств осуществляется не в соответствии со сметой на содержание учреждения, а под определенные цели решения определенных производственно-хозяйственных задач и программ, при этом результат таких хозяйственных операций должен быть объективно обоснован оптимальным соотношением цена - качество.

Бухгалтерский учет

Ведется на основании Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.1999г. № 107н.

1. Мемориально-ордерная форма ведения учета,

2. Применение кассового метода,

3. Способ применения субсчетов Плана счетов.

Бюджетный учет

Ведется на основании Инструкции по бюджетному учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. № 25н.

1. Журнально-ордерная форма ведения учета,

2. Применение метода начислений,

3. Интеграция Плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией.

Контроль затрат (план-факт)

Главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за утверждение смет, поэтому при сравнении, анализе сметных расчетов и фактического исполнения он контролирует эффективность использования выделенных учреждению бюджетных средств.

Мониторинг результатов

В дополнение к нынешнему методу контроля соответствия расходов соответствия расходов лимитам, мониторинг результатов позволяет сформировать обширную базу данных по отраслям, сферами услуг, различным профильным ориентациям и в определенной степени реализовать поставленную задачу оценки эффективности результата - выбора исполнителя услуги (работы) по минимуму затрат при максимуме результата и качества

Цель предусмотренной Концепцией реформирования бюджетного процесса - создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Направления реформирования:

1. реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

2. выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

3. совершенствование среднесрочного финансового планирования;

4. совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

5. упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Задачи реформирования:

1. приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией Плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам;

2. повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств, в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики;

3. формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов;

4. совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования;

Таким образом, мы можем наблюдать, что данная реформа бюджетной системы направлена на реализацию перехода к управлению по результатам и уходит от подходов к управлению по затратам. Лучше это или нет на сегодняшний момент, сказать трудно.

Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. Выделение ассигнований на новые обязательства может и должно осуществляться только в случае и пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств.

До внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в состав главных распорядителей средств федерального бюджета также могут быть включены отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Из всего выше сказанного следует, что реформа бюджетной системы ведет к строгому государственному контролю, т.е. к контролю, возложенному на соответствующие органы, применительно к субъектам хозяйствования. Реформа ведет к сочетанию ограниченного бюджетного финансирования с элементами самофинансирования, так как это вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций.

Но самое главное нужно не забывать, что действующее законодательство в сфере культуры, образования, здравоохранения предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан социальной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

- осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры, образования, здравоохранения и т.д.,

- стимулировать бюджетное финансирование посредствам предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели,

- устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций,

- способствовать развитию благотворительности,

- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

И поэтому данная реформа, не должна ни каким образом отразить на работе бюджетных учреждений с точки зрения финансирования.

Важное значение для решения вопроса о государственном финансировании имеет классификация направлений деятельности учреждений. Группировка функций на социально значимые, позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг. К источникам финансирования учреждений отраслей социальной сферы относятся: средства бюджетов всех уровней; собственные доходы, являющиеся в настоящее время неналоговыми доходами бюджета; внебюджетные источники, в которые входят благотворительная помощь, средства спонсоров. Следует обратить внимание на различную природу благотворительной и спонсорской деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что формы и методы финансового обеспечения находятся в прямой зависимости от выполняемых отраслью функций, решаемых задач.

Делись добром ;)