Характеристика типов и видов изданий

курсовая работа

I. Типологизация изданий

Будучи одним из видов документов, издание может классифицироваться по признакам документа: по содержанию, материальной конструкции, периодичности, знаковой природе информации и т.п. Его типологическое многообразие, как и документа в целом, базируется на совокупности признаков, главными из которых являются целевое и читательское назначение, а также характер информации, содержащейся в издании. Это служит основанием для всесторонней характеристики издания как вида документа.

Издания классифицируют по следующим признакам: целевому назначению, объему, составу основного текста, структуре, степени аналитико-синтетической переработки информации и др. Это позволяет осуществить внутривидовую классификацию изданий, определить их разновидности и типологическое разнообразие. Санкина Л.В. Общие и специфические признаки классификации изданий//Делопроизводитель. - 2001 - №3.

По целевому назначению выделяют следующие типы изданий: официальное, научное, научно-популярное, научно-производственное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, производственно-практическое издание для любителей, учебное, общественно-политическое, справочное, издание для досуга, рекламное, литературно-художественное.

По степени аналитико-синтетической переработки информации различают 5 видов изданий: информационное, реферативное, библиографическое, обзорное, а также дайджест -- издание, содержащее публикацию в виде подборки извлечений из конкретного текста, отобранных и сгруппированных так, чтобы дать о нем общее представление. Это может быть подборка наиболее интересных материалов, перепечатанных из других изданий.

По информационным знакам (знаковой природе информации), т.е. доминирующему в издании способу фиксации сообщений, весь массив изданий подразделяется на 4 вида: текстовое, нотное, картографическое, изоиздание.

В текстовом издании смысл передается с помощью письменных знаков естественного языка, т.е. алфавитное, слоговое или иероглифическое письмо. В научных и других изданиях дополнительно к тексту широко используются формулы, состоящие из математических, химических и других знаков, а также графики, схемы, диаграммы и пр. Поскольку математический знак или символ с полиграфической точки зрения мало отличается от буквы, то издания с подобными знаками также относятся к текстовым. Сокова А.Н. Текстовое издание//Делопроизводитель - 2000- №2.

Издания для слепых -- брайлевские издания -- также являются текстовыми, хотя полиграфическое их изготовление (выпуклый шрифт для слепых) существенно отличается от обычных текстовых изданий. Поэтому текстовое издание как собирательное понятие подразделяют на две разновидности: плоскопечатное и брайлевское текстовое.

Нотное, картографическое и изоиздание являются нетекстовыми изданиями, в которых смысл передается с помощью знаков искусственного языка (нотных, картографических), либо неязыковыми знаками (образно-изобразительными). К первым относятся нотные и картографические издания, ко вторым -- изографические издания (изоиздания).

По материальной конструкции (или форме издания) различают следующие виды изданий: книжное, журнальное,: листовое, газетное, буклет, карточное издание, плакат, открытка, комплектное издание, книжка-игрушка. По отношению к плакатам, буклетам и газетам понятие «листовое издание» является собирательным. «Книжно-журнальное издание», в свою очередь, собирательное для книг, брошюр и журналов.

По объему, т.е. по количеству страниц, а также бумаги, израсходованной на изготовление одного экземпляра издания, весь массив делится на 3 вида: книга, брошюра, листовка.

По составу основного текста (т.е. по количеству включенных произведений) издания делятся на 2 вида: моноиздание и сборник. Моноиздание содержит одно произведение. Сборник -- издание, содержащее ряд произведений.

По структуре (т.е. числу единиц, из которых состоит издание) различают следующие виды изданий: серия, однотомное, многотомное издание, собрание сочинений, избранные сочинения.

Серия -- издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Однотомное издание (однотомник) -- непериодическое издание, выпущенное в одном томе.

Многотомное издание (многотомник) -- непериодическое издание, состоящее из двух или более нумерованных томов, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению.

К собраниям сочинений относят однотомное или многотомное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его (их) творчестве в целом. К избранным сочинениям (произведениям) относят однотомное или многотомное издание, содержащее часть наиболее значительных произведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному признаку.

По классу художественно-полиграфического исполнения издания делятся на: 1) издания повышенного качества (подарочные, юбилейные, сувенирные, факсимильные, экспортные, особенно тщательно оформленные); 2) издания в улучшенном оформлении; 3) издания в обычном и экономном оформлении. Издание может быть иллюстрированным и неиллюстрированным, с художественно-образными или научно-познавательными иллюстрациями. Иллюстрации могут состоять из рисунков, гравюр, фотографий, чертежей, схем и т.п.

В универсальной схеме классификации изданий их типы и виды совмещены, что обусловлено как трудностями в четком определении их различий, так и тем, что они тесно взаимосвязаны между собой. [1]

Так как основную часть изданий составляют текстовые издания, имеет смысл привести характеристику типов текстовых изданий.

Делись добром ;)