Аудит основных средств на примере ОАО "Алмаз"

курсовая работа

3.2 Проверка операций по поступлению и выбытию основных средств

Вопросы проверки операций по поступлению и выбытию основных средств относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В ОАО "Алмаз" введены в эксплуатацию следующие основные средства - установщик электронных компонентов "DEKTA - 3212", гибочный станок "ТЭМ-18", конвейеры винтовые, конвейеры ленточные, установка по обработке проводов "KADERA-3717", гидравлический пресс К-250-61-5, весы ВАС-100-24-3, пресс гидравлический крупнотоннажный 500 тн., самосвал КРАЗ грузовой, тарельчатый питатель, автопогрузчик NISSAN, машина для испытания на сжатие, ножницы листовые механические и др.

Порядок проведения аудита операций по поступлению и выбытию основных средств включает ряд последовательных этапов.

1. Проверка договоров на приобретение основных средств

Основным правовым документом, закрепляющим все необходимые условия реализации коммерческих планов любой организации, является договор, значение которого в финансово-хозяйственной деятельности организации огромно. В зависимости от совершаемых операций при поступлении основных средств могут применяться следующие виды договоров: купли-продажи, поставки, комиссии, поручения, мены, дарения, безвозмездного пользования, простого товарищества, доверительного управления, лизинга, аренды и др. При аудите договоров необходимо проверить их наличие и правильность оформления.

При аудите договоров в ОАО "Алмаз" была проведена выборочная проверка наличия и правильности оформления документации. Процент выборки составил 1% от общего объема договоров.

В ОАО "Алмаз" более 80% основных средств поступили на основании договоров купли-продажи, 15% - на основании договоров аренды, лизинга и небольшой процент составляют договора дарения, безвозмездного пользования. Все договора составлены в соответствии с Гражданским кодексом /1/.

2. Проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам

При проведении аудита было установлено, что единовременные условия определенные нормативными актами необходимые для принятия к бухгалтерскому учету имущества в составе основных средств выполняются. Активы, приобретенные после 1 января 2006 г., в отношении которых выполняются условия, предусмотренные выше, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов /9/. При этом необходимо обратить внимание на следующее: лимит стоимости имущества в 40 тыс. руб. распространяется на основные средства, приобретенные после 1 января 2011 г. До этой даты действовал лимит 20 тыс. руб. Активы, приобретенные после 1 января 2011 г., в отношении которых выполняются условия, предусмотренные выше, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. рублей за единицу, в налоговом учете должны быть списаны единовременно на расходы /2/

3. Порядок формирования первоначальной стоимости приобретенных объектов основных средств для целей бухгалтерского учета

Согласно п.8 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Пример:

В июле 2011 г. ОАО "Алмаз" приобрело токарный станок.

Силами подрядной организации ООО "Монтажник" был осуществлен его монтаж и пусконаладочные работы.

Стоимость работ составила 41 300 руб. (в том числе НДС 18% - 6 300 руб.).

В июле 2011 г. был подписан акт приема-передачи работ.

В этом же месяце работы были оплачены, а "входной" НДС принят к вычету.

В том же месяце станок был введен в эксплуатацию.

Для начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете ОАО "Алмаз" установлен срок его полезного использования 85 месяцев, 5 амортизационная группа со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно. Амортизация начисляется линейным методом. Норма амортизации - 1,18% (1: 85 мес. х 100%).

В декабре в ходе проведения инвентаризации выяснилось, что в результате ошибки стоимость пусконаладочных работ отнесена в состав общехозяйственных расходов - в бухгалтерском учете, и в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, - в налоговом.

Однако, по правилам, действующим как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, стоимость таких работ нужно было включить в первоначальную стоимость основного средства.

Проверка правильности формирования первоначальной стоимости объекта основного средства отражена в прил.16.

По результатам инвентаризации необходимо внести следующие исправления:

1. Учесть в первоначальной стоимости станка стоимость пусконаладочных работ - 35 000 руб. (41 300 руб. - 6 300 руб.);

2. Доначислить амортизацию - 413 руб. (35 000 руб. х 1,18%) ежемесячно начиная с сентября;

3. Исправить данные налогового учета прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

4. Кроме того, необходимо исправить ошибку, связанную с вычетом "входного" НДС по пусконаладочным работам.

Согласно п.5 статьи 172 НК РФ НДС по основным средствам, требующим монтажа, принимается к вычету в месяце, в котором начала начисляться амортизация. В нашем случае это сентябрь, тогда как вычет был произведен в августе.

4. Порядок отражения операций по приобретению объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации

Для целей бухгалтерского учета принятие объектов недвижимости к бухгалтерскому учету осуществляется после государственной регистрации прав на эти объекты, а для целей налогообложения прибыли - с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

5. Порядок отражения операций по приобретению объектов основных средств, требующих монтажа

В бухгалтерском учете оборудование, требующее установки, учитывается на специально предназначенном для этого счете 07 "Оборудование к установке".

Если основное средство монтируют сотрудники самой организации, то все затраты, связанные с монтажом, нужно учесть на счете 08 субсчет "Строительство объектов основных средств".

Расходы по проверке качества смонтированного оборудования и сдачи его в эксплуатацию для целей бухгалтерского учета предварительно учитываются на счете 08 с последующим включением их в первоначальную стоимость объекта основных средств.

6. Проверка операций по поступлению основных средств безвозмездно (по договору дарения)

В соответствии с пунктом 10 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Согласно пункту 12 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость таких основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Безвозмездно полученные активы отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих доходов. Амортизация по ним в бухгалтерском учете начисляется в общеустановленном порядке и отражается в прочих расходах.

Для целей налогообложения прибыли, доходы от безвозмездного получения основных средств (по рыночной стоимости) включаются в состав внереализационных доходов единовременно.

7. Проверка организации документооборота по учету основных средств

Поскольку все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами и отражаться в регистрах бухгалтерского (налогового) учета, то сбор аудиторских доказательств в ОАО "Алмаз" осуществляется на протяжении всего периода проведения аудита.

В ходе проверки убедились в правильности оформления документов, подтверждающих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.

При этом было обращено внимание на соответствие периода получения документа и даты принятия объекта к учету.

Согласно п.6 ПБУ 6/01, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Выбытие объекта основных средств в ОАО "Алмаз" имеет место в случаях продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Таким образом, перечень причин выбытия основных средств является открытым и может быть дополнен.

1. Порядок отражения операций по продаже основных средств.

Для целей бухгалтерского учета, доход от реализации основных средств надо уменьшить на их остаточную стоимость. Определяя прибыль, организация, помимо остаточной стоимости имущества, вправе уменьшить выручку от реализации и на другие расходы, которые непосредственно связаны с реализацией.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

Для целей налогового учета, доход от реализации товаров включается в доходы от реализации, участвующие в формировании налогооблагаемой прибыли /2/. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации /2/.

2. Порядок отражения операций по списанию недостачи основных средств в результате их хищения.

Для целей бухгалтерского учета, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц (п.3 ст.12 Закона № 129-ФЗ). Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Согласно п.15 ПБУ 6/01 при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

Для целей налогового учета, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам /2/. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

3. Порядок отражения операций по передаче основных средств безвозмездно.

Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные в безвозмездное пользование /2/.

Передача права собственности на основные средства на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и облагается НДС (п.1 ст.146 НК РФ). Сумма налога рассчитывается исходя из рыночной стоимости переданного имущества. Датой реализации основного средства считается день его передачи /2/.

Восстановление сумм НДС при безвозмездной передаче основных средств не производится.

4. Порядок отражения операций по передаче основных средств по договору аренды.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором по имуществу по договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).

По результатам аудита было выражено мнение:

· документальное оформление операций по поступлению и выбытию основных средств соответствует нормативному законодательству и внутреннему документообороту, принятому в организации;

· формирование первоначальной стоимости поступивших основных средств в целом не имеет отклонений, но отмечено одно нарушение, по которому предложено провести исправление;

· существенных отклонений правильности отражения хозяйственных операций по поступлению и выбытию основных средств в бухгалтерском учете не выявлено.

Делись добром ;)