Аудит расчетов с бюджетом
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом
Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
Однако в рамках налогового аудита могут быть поставлены и гораздо более узкие цели, например подтверждение аудитором правомерности и правильности отражения в налоговом и бухгалтерском учете налоговых вычетов по НДС, правильности формирования налоговой базы по конкретному налогу и т.д. Лабынцев Н.Т., Кислая И.А. Специфика налогового аудита: цели, задачи, исходная информация // Аудиторские ведомости. - 2008. - №4. - с.22.
Аудит расчетов с бюджетом включает аудит учетной политики в целях налогообложения и аудит методики постановки налогового учета. Кроме того, в рамках налогового аудита осуществляется проверка:
- правильности определения объекта налогообложения;
- правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
- правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
- правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
- правильности исчисления налога;
- своевременности уплаты налога;
- правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
- информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
- налоговые декларации;
- данные бухгалтерской отчетности.
Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) - в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).
Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма № 2). Так, в балансе (форма № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность - по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (форма № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль.
Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность:
- исчисления налогооблагаемой базы;
- применения ставок налогов и платежей;
- расчетов сумм налогов;
- применения льгот при расчете и уплате налогов;
- полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
- составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
- составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
- ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.