Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами ООО "Кезский Коммунальный Сервис"

курсовая работа

1.2 Регламентация аудиторской деятельности в Российской Федерации

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например во Франции) в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Англия) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями. На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают с помощью Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности. Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ в настоящее время находится в стадии становления. Ее текущее состояние можно характеризовать следующим образом:

- основной документ первого уровня - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- второй уровень представлен национальными правилами;

- документы третьего уровня составляют сегодня основную часть применяемых в аудиторской практике в РФ нормативов. К ним относятся конкретные нормативные акты по отдельным областям аудита; общий аудит; банковский аудит, аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

- четвертый уровень - внутрифирменные документы, необходимые для реализации положений законодательства и стандартов, раскрывающие технологию применения существующей нормативной базы. В эту же группу следует отнести разработку рекомендаций по организации и методике внутреннего аудита и внутреннего хозяйственного контроля. В настоящее время данный уровень практически не регулируется нормативными или методическими документами. [16, С. 6]

Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите), Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Отношения, возникающие в ходе осуществления аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. По своей сути аудит является независимой проверкой бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных п. 7 ст. 1 Закона об аудите.

Субъектами аудиторской деятельности являются аудиторские организации и аудиторы. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" внес значительные изменения и дополнения в ранее существовавший статус субъектов аудиторской деятельности, а также установил новый механизм саморегулирования данного вида предпринимательской деятельности. [10, С. 191]

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в указанный реестр в течение трех месяцев с даты ее государственной регистрации, не вправе использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные слова от слова "аудит".

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Закон об аудите устанавливает основные права и обязанности субъектов аудиторской деятельности.

Подробная регламентация аудиторской деятельности осуществляется стандартами, которые подразделяются на:

- федеральные стандарты аудиторской деятельности;

- стандарты саморегулируемой организации аудиторов. [22, С. 165]

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

В настоящее время действуют Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные с учетом международных стандартов аудита, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696, в котором определены шесть федеральных правил (стандартов):

- правило (стандарт) №1 - "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности";

правило (стандарт) №2 - "Документирование аудита";

- правило (стандарт) №3 - "Планирование аудита";

- правило (стандарт) №4 - "Существенность в аудите";

- правило (стандарт) №5 - "Аудиторские доказательства";

- правило (стандарт) №6 - "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". [9, С. 99]

Кроме указанных стандартов, Закон об аудите предусматривает нормативное регулирование аудиторской деятельности при помощи кодексов профессиональной этики.

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. №80 данные функции возложены на Министерство финансов РФ. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные Законом об аудите функции.

Делись добром ;)