Аудиторская проверка учета основных средств

курсовая работа

1.2 Источники информации, используемые при аудите основных средств. Направления аудиторской проверки учета основных средств

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

Операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации. Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:

· акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - ф. № ОС-1;

· акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) - ф. № ОС-16;

· акт о приеме-передаче здания (сооружения) - ф. № ОС-1а;

· накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств - ф. № ОС-2;

· акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - ф. № ОС-4;

· акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств - ф. № ОС-3;

· акт о списании автотранспортных средств - ф. № ОС-4а;

· акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - ф. № ОС-46;

· инвентарная карточка группового учета объектов основных средств - ф. № ОС-6а;

· инвентарная карточка учета объекта основных средств - ф. № ОС-6;

· инвентарная книга учета объектов основных средств - ф. № ОС-66;

· акт о приеме (поступлении) оборудования - ф. № ОС-14;

· акт о выявленных дефектах оборудования - ф. № ОС-16;

· акт о приеме-передаче оборудования в монтаж - ф. № ОС-15;

· журналы-ордера № 13, 10 и 10/1 - для ведения синтетического учета движения основных средств и их износа (при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета), а при использовании компьютерных информационных технологий - машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по счет 01, 02;

· главная книга;

· баланс (ф. № 1);

· отчет о финансовых результатах (ф. № 2);

· отчет об изменениях капитала (ф. № 3);

· приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

· пояснительная записка;

· другие документы, справки, расчеты и т.д.

Работу при аудите основных средств можно разделить на два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе необходимо осуществить следующие действия:

1. Ознакомиться с учетной политикой предприятия в части организации учета основных средств в аудируемом отчетном периоде.

2. Установить круг материально-ответственных лиц, удостовериться в наличии договоров с ними о полной материальной ответственности.

3. Ознакомиться с составом комиссии, назначенной руководителем для контроля движения и ликвидации основных средств.

4. Ознакомиться с результатами последней инвентаризации (при этом проверить наличие подписей всех членов инвентаризационной комиссии, уточнить, не было ли письменных возражений по актам отдельных членов комиссии).

Основной этап включает в себя аудиторские процедуры в отношении учета объектов основных средств.

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

· контроль за наличием и сохранностью основных средств;

· правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

· правильность отнесения предметов к основным средствам;

· правильность оценки основных средств в учете;

· правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

· правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки:

1) аудит наличия и сохранности основных средств;

2) аудит правильности начисления амортизации;

3) аудит движения основных средств;

4) проверка правильности налогообложения по основным средствам [15].

Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств. Общий план проверки основных средств учитывает все перечисленные направления аудита данных участков. Рассмотрим каждое направление и дадим им характеристику.

Аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля по данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств.

Качественное проведение инвентаризации - важное условие обеспечения сохранности основных средств. В процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Это позволит аудитору знать, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

При проверке состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

В целях более полного ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитору необходимо потребовать от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому перечню должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

На правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства влияет то, что основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций.

Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, поэтому аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. Насколько правильно были отражены операции по движению основных средств на счете 01 "Основные средства" можно по данным документов и бухгалтерским записям.

Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств это расширенная процедура, потому что основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах. Изучение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более полные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

Процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, то есть поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи - это документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом, можно установить отраженные в учете суммы налогов и расходов по страхованию основных средств.

В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

Пути поступления основных средств на предприятие:

- приобретение за плату у поставщиков;

учредительские взносы в уставные капитал;

- безвозмездное поступление;

- возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности;

- выкуп арендованных основных средств.

Поступление основных средств оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

Причины выбытия основных средств на предприятии:

- ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;

- ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;

- передача основных средств другим организациям [13].

Специальная комиссия создается для определения непригодности основных средств на предприятии . Ликвидация объектов оформляется актом на списание основных средств (ф. ОС-3), который утверждается руководителем предприятия. На его основании бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта выбытия объекта и номер акта.

В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), содержащие краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после необходимых записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износа). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, затем обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируют и записывают в карточку учета движения основных средств.

В ходе аудита необходимо найти, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли она с учетом движения основных средств, правильно ли используются нормы амортизации.

Амортизация начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

По объекту основных средств амортизационные отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Останавливаются амортизационные отчисления по объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения его стоимости или списания с бухгалтерского учета.

Отражаются амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются самостоятельно от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств отображаются в бухгалтерском учете путем накопления сумм на отдельном счете.

В настоящее время могут применяться следующие варианты начисления амортизации:

1) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Здесь важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Необходимо установить, к какому виду относятся основные средства - производственного они или непроизводственного назначения для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников.

При проверке начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), установить, не включается ли она в себестоимость продукции. Все это производят с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.

В настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, поэтому важным элементом проверки, является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).

Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ; не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.

При контроле начисления амортизации необходимо учитывать, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

При проверке начисления амортизации основных средств следует проверить, как начисляется амортизация по видам и амортизационным группам в целях налогообложения в соответствии со ст.257 и 258 НК РФ.

При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести информацию о них до сведения клиента, предложить их исправить и внести необходимые коррективы в регистры и отчетные формы.

По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в том лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

Делись добром ;)