logo
Аудиторская проверка учета основных средств в ООО "Зест-Экспресс"

2.2 Оценка системы внутреннего контроля ООО «Зест-Экспресс» и основные процедуры проверки

При проверке операций по учету основных средств аудитору целесообразно использовать тест внутреннего контроля (табл.1). Это позволит не только оценить его надежность, но и скорректировать программу проведения проверки.

Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

Таблица 1. Тест для оценки надежности системы внутреннего контроля (риска средств контроля)

№ п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

Наличие подтверждающих документов

Балл

1.

Имеется ли на предприятии график документооборота по учету основных средств

Документооборот не соответствует характеру и специфике деятельности аудируемого лица

График документооборота/ положение о документообороте

3

2.

Осуществляет ли главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота

Только перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Нет

3

3.

Применяются ли в организации унифицированные первичные документы по учету основных средств, оформленные в установленном порядке

Да, но есть недочеты в оформлении

Первичные учетные документы

4

4.

Ведутся ли инвентарные карточки по основным средствам

Да

Инвентарные карточки/ инвентарная кига

5

5.

Имеются ли инвентарные карточки на бумажном носителе

Да

Инвентарные карточки

5

6.

Сверяются ли данные аналитического и синтетического учета

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Регистры аналитического и синтетического учета / акты сверки

3

7.

Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов по основным средствам

Да, приказы представлены

Приказы руководителя

5

8.

Имеется ли приказ о назначении постоянно действующей комиссии по учету, поступлению, перемещению, списанию и другим операциям по основным средствам

Да

Приказы руководителя, учетная политика

5

9.

Утверждаются ли руководителем документы на списание основных средств

Да

Акты списания основных средств

5

10.

Определен ли круг материально ответственных лиц, обеспечивающих сохранность основных средств

Да, договоры не представляются

Приказы руководителя, договоры о материальной ответственности

3

11.

Созданы ли условия для обеспечения сохранности основных средств

Да

Приказы, распоряжения, внутренние инструкции

4

12.

Проводится ли инвентаризация основных средств

Только в случаях, установленных законодательством

Положение об инвентаризации, учетная политика, инвентаризационные описи, акты, ведомости

2

13.

Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике

Нет

Положение об инвентаризации, учетная политика

1

14.

Проведена ли инвентаризация в установленные сроки

Нет

Инвентаризационные описи, акты, приказы

2

15.

Когда была последняя инвентаризация основных средств

Данные не представлены

Приказы, документы инвентаризации

1

16.

Отражены ли результаты инвентаризации в учете

Нет

Регистры учета, финансовая отчетность

1

17.

Произведена ли классификация основных средств на группы

Да

Документы не представлены

5

18.

Имеются ли у предприятия объекты основных средств, не указанные в амортизационных группах

Нет

Нет

5

19.

Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств

Да

Учетная политика

5

20.

Выбран ли вариант учета затрат на ремонт по фактическим расходам объектов основных средств

Да

Учетная политика

5

21.

Использует ли организация арендованные объекты основных средств

Да, ведется забалансовый учет арендованных основных средств

Договоры аренды, регистры учета

5

22.

Застрахованы ли объекты основных средств на случай пожара, стихийных бедствий

Нет

Документы, подтверждающие факт страхования

3

23.

Итого

80

Примечание:

Тест оценивается по 5-ти бальной шкале. В идеале тест должен набрать 5*22=110 баллов, отсюда рассчитываем количественную оценку надежности средств внутреннего контроля: 80/110*100%=72,72%

Количественная ОНСВК в %

Качественная ОНСВК

Качественная оценка риска средств контроля

0 - 20

низкая

высокая

21 - 40

ниже средней

выше средней

41 - 60

средний

средняя

61 - 80

выше средней

ниже средней

81 - 100

высокая

низкая

Вывод. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как выше среднего, а риск средств контроля как ниже среднего. Таким образом, аудитору представляется возможным рассчитывать на надежность средств внутреннего контроля и, соответственно, уменьшить объем применяемых аудиторских процедур, а значит, сократить расходы на проведение аудиторской проверки.

При этом в ходе процедур по существу следует более внимательно проверить первичную учетную документацию, провести сверку данных аналитического и синтетического учета. Обратите внимание: последующая оценка СВК в ходе проведения процедур по существу может отличаться от предварительной оценки и корректироваться в процессе аудита.

После оценки системы внутреннего контроля аудируемого лица аудитор переходит к основному этапу, т.е. проведению аудиторских процедур по существу, сбору информации и получению аудиторских доказательств. Основной этап проверки может включать следующие процедуры:

1. Проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам. Указанная процедура проводится для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Она включает в себя проверку правильности отнесения имущества к основным средствам для целей бухгалтерского учета и проверку правильности отнесения имущества к амортизируемому имуществу в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

2. Проверка правильности документального оформления и учета поступления и выбытия основных средств. Аудитору необходимо получить подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию. Для реализации данной процедуры аудитору необходимо:

получить информацию о приобретенных объектах основных средств (с указанием их количества и стоимости) и сверить полученные данные с регистрами бухгалтерского учета;

провести выборочную проверку наличия и правильности оформления первичных документов.

Более подробный список процедур с указанием первичных документов приведен в Приложении 3.

3. Проверка правильности формирования первоначальной стоимости объектов основных средств и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Проверка формирования стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а для целей налогообложения -- в соответствии со ст. 159 и 257 НК РФ.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов в соответствии с НК РФ. Первоначальная стоимость основных средств может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

4. Проверка правильности списания объектов основных средств и отражения указанных хозяйственных операций в финансовой отчетности аудируемого лица. Пример рабочего документа аудитора, используемого при проверке выбытия основных средств, представлен в Приложении 4.

5. Проверка начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета. Аудитору необходимо выборочно пересчитать нормы амортизации, установленные при вводе объекта в эксплуатацию основного средства. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации. Следует также обратить внимание на правильность определения срока полезного использования объектов основных средств. Информационной базой для проведения данной процедуры являются акты ввода объектов в эксплуатацию, материалы переоценки основных средств, регистрирования бухгалтерского и налогового учета.

Порядок начисления амортизации для целей налогового учета содержится в гл. 25 НК РФ. Для целей налогового учета в соответствии со ст. 258 НК РФ основные средства относятся к амортизируемому имуществу.

При проверке правильности начисления амортизации для целей налогового учета необходимо проверить формирование состава амортизируемого имущества и произвести расчет сумм амортизационных отчислений. Аудитору необходимо убедиться, что амортизация не начисляется на следующие виды основных средств:

переданных (полученных) по договорам в безвозмездное пользование;

переведенных по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

находящихся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Порядок начисления амортизации после консервации не меняется, а срок полезного использования объектов основных средств продлевается на период консервации.

Источниками информации при проверке амортизационных отчислений являются счета бухгалтерского учета 01, 02, счета учета затрат, финансовых результатов, а также регистры расчета амортизации, в которых следует отразить следующую информацию по каждому объекту основных средств:

1) амортизационная группа объекта;

2) срок полезного использования;

3) первоначальная или остаточная стоимость;

4) выбранный метод амортизации;

5) норма амортизации;

6) сумма начисленной амортизации.

Все эти данные указаны в инвентарной карточке учета основных средств.

Пример рабочего документа аудитора, используемого при проверке начисления амортизации, представлен в Приложении 5.

6. Проверка основных средств, подлежащих государственной регистрации. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 НК РФ). Положения этой статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики имеют право создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств. Порядок создания резерва должен быть отражен в учетной политике организации.