Бухгалтерский управленческий учет
1.3. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц
Себестоимость турпродукта - широко применяемый термин, обозначающий все издержки, накопленные при формировании, продвижении и реализации конкретных видов турпродукта.
Себестоимость турпродукта - это объективный показатель, который не зависит от содержания тех или иных нормативных актов. Его сущность определяется рядом экономических принципов.
Принцип 1. Необходима связь затрат с осуществляемой организацией предпринимательской деятельностью. Сущность данного принципа заключается в том, что себестоимость услуг включает затраты, связанные с процессом формирования, продвижения и реализации турпродукта.
Затраты, не связанные с процессом оказания услуг, относятся к категории непроизводственных расходов.
Принцип 2. Необходимо разделение текущих и капитальных затрат. В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учет текущих и капитальных затрат фирмы.
По периодичности возникновения бухгалтерские издержки подразделяют на текущие и капитальные.
К текущим относят расходы, имеющие частую периодичность. Они, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле (например, расходы на питание, проживание, экскурсионное обслуживание и др.).
К капитальным относят расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких производственных циклах, стоимость которых включается в текущие издержки.
Принцип 3. Учет временного фактора при начислении средств. Данный принцип предполагает допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Согласно этому принципу факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Данный принцип имеет особое значение для туристских организаций.
Принцип 4. Допущение имущественной обособленности организаций. Согласно этому принципу имущество и обязательства самого предприятия существуют и учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц, т. е. в системном бухгалтерском учете и на балансе может быть отражено лишь имущество, которое признается собственностью организации согласно законодательству, все прочие ценности должны учитываться на забалансовых счетах.
Итак, при решении вопроса о включении тех или иных затрат в себестоимость услуг целесообразно руководствоваться вышеперечисленными принципами, так как никакой, даже самый хороший, закон не сможет вобрать в себя все многообразие хозяйственной деятельности фирмы и дать ответ на все спорные вопросы.
Объектом калькулирования себестоимости для туристских организаций является отдельный туристский продукт. В себестоимость туристского продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей.
В качестве объекта учета затрат на производство выступает организация в целом, ее производства, место возникновения за-трат, виды продукции (работ, услуг).