logo
Бухгалтерский учет

8. Организация бухгалтерского учета на предприятии.

9. Документирование хозяйственных операций.

10. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств.

11. .Синтетический и аналитический учет

12. Способы исправления ошибок в учетных записях.

13. Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.

14. Учет процесса заготовления материально-производственных запасов.

15. Учет процесса производства продукции.

16. Учет процесса продажи продукции.

17. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета.

18. Понятие, классификация, оценка основных средств.

19. Учет поступление основных средств.

20. Учет выбытия основных средств.

21. Учет износа основных средств.

22. Учет ремонта основных средств.

23. Аренда основных средств и ее учет.

24. Инвентаризация основных средств и порядок ее отражения в учете.

25. Налоговый учет основных средств.

26. Понятие и классификация нематериальных активов.

27. Оценка нематериальных активов

28. Документальное оформление операций по движению нематериальных активов.

29. Учет поступления и создания нематериальных активов

30. Порядок начисления и учета амортизации нематериальных активов

31. Учет выбытия нематериальных активов

32. Понятие, классификация и оценка материально- производственных запасов.

33. Документальное оформление движения материалов

34. .Методы учета заготовления материалов.

35. Учет приобретения, заготовления и прочего поступления материалов

36. Учет отпуска материалов в производство и их оценка.

37. Учет продажи и прочего выбытия материалов.

38. Учет операций по расчетному счету.

39. Учет кассовых операций.

40. Учет операций на валютных счетах.

41. Учет операций на специальных счетах в банках и прочих операций.

42. Виды, формы и системы оплаты труда.

43. Документы по учету личного состава и оплаты его труда.

44. Учет отступлений от нормальных условий труда.

45. Расчет отпускных и пособий по временной нетрудоспособности

46. Учет удержаний из заработной платы.

47. Учет расчетов по ЕСН.

48. Синтетический учет оплаты труда.

49. Учет расчетов с подотчетными лицами.

50. Учет расчетов по кредитам и займам полученным и выданным.

51. Учет расчетов с поставщиками и покупателями.

52. Учетная классификация производственных затрат.

53. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

54. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.

55. Учет готовой продукции и ее отгрузки покупателям.

56. Учет коммерческих расходов предприятия.

57. Учет реализации продукции.

58. Учет реализации прочих активов.

59. Учет и выявление финансового результата.

60. Учет распределения и использования прибыли.

61. Бухгалтерская отчетность: основные требования, состав и порядок представления.

62. Отчет о прибылях и убытках: структура и порядок его заполнения

63. НДС и порядок его исчисления и учета.

64. Налог на имущество и порядок его учета.

65. Транспортный налог и порядок его учета.

66. Налог на прибыль организаций и порядок его исчисления

6. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

6.1 Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета

Учет-это система наблюдения, измерения, регистрации фактов и явлений, связанных с какой- либо деятельностью. Оценка этих фактов и явлений подразумевает их количественное и качественное измерение. Для этого в учете используют несколько видов измерителей:

- натуральные измерители характеризуют объекты учета по массе, длине, площади, количеству. В качестве натуральных измерителей используются тонны, килограммы, метры, штуки и т.п. С их помощью ведется количественный учет выпускаемой продукции, поступивших материальных ценностей и т.д.;

- трудовые измерители позволяют вести учет затраченного труда и выражаются в единицах времени, например, рабочие дни, минуты, часы, минуты. Трудовые измерители используются для учета производительности труда, норм выработки, расчета заработной платы;

- денежные измерители являются универсальными и обобщающими. Посредством денежных измерителей представляются все хозяйственные процессы и объекты, которые были выражены в натуральных и трудовых измерителях.

Решение стоящих перед современным учетом задач обеспечивают три вида учета:

- оперативный учет используется для повседневного, текущего руководства и управления предприятием и дает информацию об отдельных фактах хозяйственной деятельности. К нему относятся, например, учет рабочего времени, отгрузка продукции и т.п.;

- статистический учет изучает явления, которые носят массовый характер в области экономики, науки, культуры, образования и т.д.Этот учет широко использует выборочные методы наблюдения и регистрации. Сведения, полученные в результате статистических исследований, помогают анализировать различные процессы и прогнозировать их дальнейшее развитие;

- бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В связи с разработкой новой Концепции бухгалтерского учета в экономике России бухгалтерский учет разделился на:

- управленческий учет, сущность которого можно определить как систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия;

- финансовый учет охватывает информацию, которая, помимо использования ее внутри предприятия руководством, учредителями, участниками и собственниками организации, передается также и внешним- инвесторам, кредиторам, органам статистики, органам федеральной налоговой службы и т.д.;

- налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Основными задачами бухгалтерского учета согласно федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ являются:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета составляют его метод.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

1. Документация -способ сплошного и непрерывного фиксирования хозяйственной операции (хозяйственная операция- каждый свершившийся факт, оформленный документом);

2. Оценка заключается в денежном измерении средств, источников их образования и операций. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифных ставок, должностных окладов;

3. Счета применяют для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета, на них регистрируют состояние средств и источников их образования, а также изменения в объектах бухгалтерского учета, происшедшие под влияние хозяйственных операций;

4. Двойная запись заключается в том, что регистрация каждой хозяйственной операции происходит одновременно на двух счетах в одной и той же сумме;

5. Инвентаризация- способ проверки наличия средств, источников их образования, а также состояния расчетов с дебиторами ( нам должны) и кредиторами (мы должны), ее данные сверяют с показателями учета;

6. Калькуляция- способ исчисления себестоимости готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Исчисление себестоимости служит для определения финансового результата деятельности организации;

7. Балансовое обобщение осуществляет контроль за совокупностью объектов бухгалтерского учета путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их приобретения, которые по общей сумме должны быть равны друг другу;

8. Отчетность - завершающий этап учетной работы организации. В ней отражаются данные о налоговых исчислениях и финансовом состоянии предприятии. Ее состав определяется органами, в которые предоставляется составляемая отчетность (ИФНС, органами статистики, органами социального страхования и обеспечения).

Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня:

- Первый уровень- законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и другие;

- Второй уровень - нормативный, представленный положениями Министерства финансов России. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ ОТ №1-№21). Например:

ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия»;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и др.;

- Третий уровень- методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т.п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10 2000г. № 94-н;

- Четвертый уровень - уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно- распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это прежде всего приказ об учетной политике предприятия, рабочий план счетов, график документооборота и т.д.

Предметом бухгалтерского учета является финансов- хозяйственная деятельность предприятия.

Объектами бухгалтерского учета являются:

1. Имущество предприятия;

2. Источники образования имущества предприятия (обязательства организации);

3. Хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и источниках его образования.

В бухгалтерском учете имущество или средства организации называют активами. По своему составу активы предприятия подразделяют на:

- оборотные, которые состоят :

1) материалы (сырье, материалы, остатки незавершенного производства, инструменты);

2) готовая продукция и товары на складе и отгруженные покупателям;

3) денежные средства и финансовые вложения (инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставный капитал других организаций, предоставленные другим организациям займы);

4) средства в расчетах (различные виды дебиторской задолженности).

- внеоборотные, которые включают :

1) основные средства - это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 20 тысяч рублей за единицу;

2) нематериальные активы - это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию;

3) капитальные вложения - это затраты на строительно- монтажные работы, приобретение оборудования и прочее.

Источники образования имущества в бухгалтерском учете называют пассивами, которые делятся на:

- собственные источники, к которым относят:

1) капитал - уставный, резервный, добавочный;

2) прибыль - финансовый результат деятельности предприятия;

3) резервы - резервы, создаваемые на предприятии за счет затрат на изготовление продукции или за счет прибыли для проведения ремонта, под обесценение ценных бумаг и т.д.

- заемные источники (привлеченные), которые включают:

1) краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы;

2) задолженность перед другими юридическими и физическими лицами (по оплате труда, перед бюджетом, поставщиками)

6.2 Основные элементы бухгалтерского учета- баланс и счета

Бухгалтерский баланс - это способ экономической группировки и обобщенного отражения в рублевой оценке имущества по их видам и источникам образования каждой организации.

Он состоит из двух сторон. Левую сторону баланса, на которой показывают средства или имущество организации называют активом, а правою сторону, на которой учитывают источники образования этого имущества пассивом. Итог актива всегда равен итогу пассива.

Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов, которые приведены ниже в схеме.

Схема бухгалтерского баланса

АКТИВ

На начало отчетного

периода

На конец отчетного периода

1

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивании и откорме

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе: покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе: покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе: поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

БАЛАНС

Баланс предоставляется в налоговую службу, органы статистики на первое число каждого квартала .В колонках на начало отчетного отражаются остатки имущества и финансовых ресурсов только на 1.01 каждого года, а в колонках на конец отчетного периода - остатки имущества и финансовых ресурсов на 1.04;1.07;1.10;1.01. Итог актива или пассива называют валютой баланса.

В организациях ежедневно могут происходить множество хозяйственных операций, под влиянием которых могут возрастать или уменьшаться средства организации и источники их образования. В практике учета существует 4 типа изменений:

1. Одна статья актива увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса не изменяется. Например, в кассу с расчетного счета поступили денежные средства;

2. Одна статья пассива увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса не изменяется. Например, часть чистой прибыли направлена в резервный капитал организации;

3. Увеличение происходит как в активе, так и в пассиве баланса одновременно на одну и ту же сумму. Итог баланса увеличивается. Например, поступили на склад материалы от поставщиков;

4. Уменьшение происходит как в активе, так и в пассиве баланса одновременно на одну и ту же сумму. Итог баланса уменьшается. Например, оплачено поставщику за ранее поступившие материалы. Денежные средства перечислены с расчетного счета предприятия.

Счета - способ текущей группировки и контроля средств, источников их образования и хозяйственных операций. Счета делятся на три группы:

-активные;

-пассивные;

-активно-пассивные.

Активные счета предназначены для учета имущества организации (01,10,19,20,25,26,43,44,50,51 и др.).

Сальдо конечное =сальдо начальное + итоговый оборот по дебету - итоговый оборот по кредиту.

Пассивные счета предназначены для учета источников образования имущества предприятия ( 02,05,66,68,69,70,80,82 и др.).

Сальдо конечное =сальдо начальное + итоговый оборот по кредиту - итоговый оборот по дебету.

Активно -пассивные счета, которые в разное время могут быть как активными, так и пассивными.