Особенности бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий
Вся деятельность учитывается в виде двух составляющих бухгалтерского баланса Актива и Пассива.
Актив —
-
часть бухгалтерского баланса (левая сторона), отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату.
-
Совокупность имущества, принадлежащего юридическому лицу или предпринимателю.
Действующая в Российской Федерации форма бухгалтерского баланса включает два раздела активов: оборотные и внеоборотные активы.
К оборотным активам относятся активы, которые используются (расходуются) в процессе повседневной хозяйственной деятельности. Например: материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и т. д.
К внеоборотным активам относятся активы, изъятые из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском учёте. Например: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные вложения и т. д.
В экономической теории также выделяют виды активов по степени их ликвидности (т.е. их способности быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной): высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные активы. Самым высоколиквидным активом являются сами деньги.
Активы - это ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем. (Данная трактовка содержится в принципах МСФО).
Активы:
-
совокупность имущественных прав, которые принадлежат физическому и юридическому лицу в виде основных средств, невещественных активов, финансовых вкладов, а также денежных требований к другим физическим и юридическим лицам (противопол.-пассив);
-
левая сторона бухгалтерского баланса предприятия, экономическая группировка хозяйственных средств по составу, размещению и использованию, в денежном выражении на начало и конец отчётного года.
Активы имеют три основные характеристики:
(a) Актив приводит к получению вероятных будущих экономических выгод при использовании имеющегося потенциала, отдельно или в сочетании с другими активами, что способствует, прямо или косвенно, увеличению будущих чистых денежных потоков;
(b) Организация может получать и контролировать выгоду от использования актива;
(c) Сделка или событие, послужившее возникновением права на, или контроля над получаемыми выгодами уже произошли.
(Данная трактовка содержится в принципах ГААП. FASB Concepts Statement no. 6 (Paragraph 26).
Стоит отметить, что данные условия выполняются только для имущества коммерческих организации. Для некоммерческих организаций, не преследующих своей целью получение экономической выгоды в виде максимизации положительного денежного потока, первое условие не выполняется.
Пассив (от лат. passivus — восприимчивый, пассивный, недеятельный) — противоположная активу часть бухгалтерского баланса (правая сторона), — совокупность всех обязательств (источников формирования средств) предприятия. Учредительные средства. Кредитные средства, взятые предприятием, неоприходованные доходы.
Повторимся Вся деятельность учитывается в виде двух составляющих бухгалтерского баланса Актива и Пассива.
Баллансом называется потому что величина Акитва всегда равна величине пассива.
А=П
"Балансом генеральным называется таблица, в которой сопоставляются имущественные средства предприятия с их источниками; этот баланс представляет экономическое и юридическое положение предприятия в данный момент". Это определение актуально и сегодня.
С точки зрения баланса, хозяйственная операция (событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования) представляет из себя изменение составляющий генерального баланса.
Выделяют следующие типы хозяйственных операций:
-
Затрагивающие только имущество предприятия (актив баланса). (формула А + Х - Х = П)
-
Затрагивающие только источники его образования (пассив) (формула А = П + Х - Х)
-
Увеличивающие одновременно и источники его формирования (и актив, и пассив баланса) (формула А + Х = П + Х)
-
Уменьшающие и актив, и пассив. (формула А – Х = П – Х)
При любом типе хозяйственных операций равенство актива и пассива сохраняется.
Отражаются хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учёта в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учёта.
-
Баланс
Фактически, весь бухгалтерский учет, который ведется в организации, находит отражение в балансе и в других формах отчетности. С использованием средств автоматизации бухгалтерского учета можно составлять баланс всегда, когда это может понадобиться, без особенного труда. Конечно, никто не будет составлять баланс после каждой хозяйственной операции, как это делаем мы в нашем примере.
Таблица 1.1. Баланс ООО "Разработчик" | ||||
Актив (имущество) | Пассив (источники образования имущества) | |||
Код | Сумма | Код | Сумма | |
Денежные средства на расчетном счете (260) | 10 | Уставный капитал (410) | 10 | |
Баланс (300) | 10 | Баланс (700) | 10 |
- Основные понятия учебного курса
- Общие определения
- Классификация компьютерных технологий по области применения и технологиям построения. По сфере деятельности.
- Общая характеристика 1с предприятия как компьютерной ит.
- Версии и история развития.
- Программная архитектура 1с предприятия. Основные компоненты. Понятие конфигурации, основные типы конфигурации.
- Особенности учета деятельности предприятий в компьютерных технологиях. Документ как базовый элемент кт автоматизации деятельности предприятия.
- Принципы учёта деятельности предприятия
- Понятия документа.
- Первичные документы.
- Электронный документ. Формы электронных документов.
- Принципы работы программной системы 1с. Основные объекты среды выполнения. Константа. Перечисление. Документ. Журнал документов.
- Роль документов.
- Основные параметры, устанавливаемые при работе с 1с
- Справочник. Формы для работы со справочниками. Основные атрибуты. Понятия периодических реквизитов.
- Использование периодических реквизитов в справочниках и периодических констант.
- Особенности работы в конфиграции оперативный учёт. Основные справочники и другие объекты среды выполнения.
- Особенности бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий
- Учет хозяйственных операций.
- План счетов
- 1.6. Синтетический и аналитический учет
- Особенности бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
- 2.3. Формы бухгалтерского учета
- Общие положения
- Простая форма бухгалтерского учета
- Автоматизированная форма учета
- 2.7. Содержание классической процедуры процедура бухгалтерского учета
- Формы организации бухгалтерии
- Учетная политика
- Особенности учёта материальных ценностей. Метод начислений и кассовый метод
- Управленческий учет
- Налоги и налоговый учет
- Прямые и косвенные налоги
- Основные виды косвенных налогов
- Специальные налоговые режимы
- Налоговая оптимизация.
- Учет денежных средств. Расчетный счет. Безналичные расчеты
- Формы безналичных расчетов
- Платежное поручение
- Расчёты по инкассо
- Аккредитив
- Расчетный счет и наличные деньги
- Особенности учета операций по расчетному счету
- Учет денежных средств. Касса. Расчёт наличными.
- Контрольно-кассовая техника
- Приходование денежных средств в кассу
- Расходование денежных средств из кассы
- Кассовая книга
- Расчеты наличными средствами между юридическими лицами
- Бухгалтерские записи по учету денежных средств в кассе
- 5.8. Важные документы
- Нормативное регулирование
- Особенности исчисления ндс
- Бухгалтерские записи по учету ндс
- Поступление материалов
- Выбытие материалов
- Нормативное регулирование
- Основные средства
- Операции по учету основных средств.
- Приобретение объекта основных средств
- Амортизация
- Переоценка
- Ремонт и текущее содержание
- Выбытие
- Бухгалтерские записи
- Важные документы
- Нормативное регулирование
- Нематериальные активы.
- Общие положения
- Учет поступления нма
- Амортизация нма
- Выбытие нма
- Расчеты с поставщиками и подрядчиками:
- Общие положения
- Договор и счет
- Порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Важные документы
- Учет затрат на производство
- Учет прямых и косвенных расходов
- Учет затрат на другие виды производства
- Выпуск продукции
- Незавершенное производство
- Брак в производстве
- Увольнение работника
- О формах и системах оплаты труда
- Особенности бухгалтерского учета заработной платы
- Начисление заработной платы
- Удержания из заработной платы: ндфл
- Отчисления в страховые фонды.
- Обязательное пенсионное страхование
- Выплата заработной платы
- Использование периодических реквизитов в справочниках и периодических констант.
- Особенности работы в различных в различных типах конфигурации системы 1с Предприятие 7.7.
- Основные документы конфигурации оперативный учёт
- Документы поступления (Приходная накладная)
- Складские документы
- Работа в 1с в режиме конфигуратора
- Работа с конфигурацией.
- Обновление и загрузка измененной конфигурации
- Программные модули 1с
- Типы программных модулей и их выполнение.
- Структура программного модуля
- Объекты программных модулей.
- Контекст выполнения программного модуля
- Язык программирования 1с
- Процедуры и функции программного модуля.
- Формат операторов.
- Описание процедуры и функции.
- Используемые типы данных.
- Операторы языка 1с
- Документ, как объект метаданных
- Разработка модуля формы.
- Модуль документа.
- Объекты среды разработки.
- Константы.
- Список значений.
- Обработка табличной части документа.
- Объект Таблица
- Регистры
- Методы и атрибуты регистров.
- Запросы 1с
- Язык запросов. Используется для формирования текста запросов.
- В какой то мере аналогичен sql, но в качестве объектов выборки могут быть использованы различные объекты (регистры оперативного учёта, документы, справочники).