1.4. Классификация документов и характеристика различных видов документов
Деятельность учреждений, организаций, предприятий фиксируется в различных видах документов. Вид документа объединяет его разновидности. Так, например, протокол – вид документа; его разновидности: протокол собрания, протокол заседания, протокол разногласий и др.
Выделяют 4 основных вида документов:
типовые документы – разрабатываются вышестоящими органами для подведомственных организаций с однородными функциями и носят обязательный характер;
примерные документы - разрабатываются вышестоящими органами для организаций своей системы, но носят рекомендательный характер;
индивидуальные документы – разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования;
трафаретные документы – изготавливаются трафаретным способом, причём постоянная часть текста документа отпечатана на полиграфических машинах, а для переменной информации оставляют свободные места.
Классификация документов – это деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия. Документы классифицируют по различным признакам:
по способу фиксации информации документы делятся на письменные, графические, фото - и кинодокументы, электромагнитные, звуковые.
по содержанию документы делятся на первичные и сводные.
по наименованию выделяют приказы, протоколы, акты, справки, письма и др.
по месту составления различают внутренние и внешние документы.
по срокам исполнения документы подразделяются на срочные и несрочные.
по происхождению различают служебные и личные документы.
по степени гласности делятся на обычные, секретные и документы для служебного пользования.
по срокам хранения выделяют документы постоянного срока хранения, временного срока хранения (до 10 лет), и длительного срока хранения (свыше 10 лет).
по роду деятельности документы подразделяются на системы документации: плановая, организационно-распорядительная, первичная учётная, расчётно-денежная, отчётно-статистическая, по торговле, по ценообразованию и др.
по стадиям создания документы подразделяют на подлинники (оригиналы) и копии. В делопроизводственной практике имеют место такие разновидности копий, как отпуск, дубликат и выписка.
- Казнадей т.А. Делопроизводство: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ипд, 2008. – 110 с.
- Содержание
- Введение
- Учебно-тематический план дисциплины для специальности 1-26 02 01 бизнес-администрирование
- Учебно-тематический план дисциплины для специальностей 1-26 02 03 маркетинг, 1-25 01 07 экономика и управление на предприятии, 1-25 01 10 коммерческая деятельность
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- 1.1. История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь
- 1.2. Нормативно-правовые акты и методические документы по делопроизводству и архивному делу
- 1.3. Место и роль документов в управлении на современном этапе. Понятия: документ, делопроизводство
- 1.4. Классификация документов и характеристика различных видов документов
- 1.5. Документационное обеспечение управления
- 1.6. Организационные основы делопроизводства
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- 2.1. Цели и задачи унификации и стандартизации управленческой документации
- 2.2. Методы унифицированного текста
- 2.3. Унифицированные системы документации
- 2.4. Формуляр-образец
- 2.5. Назначение, особенности и содержание организационно-распорядительной документации
- 2.6. Оформление реквизитов организационно-распорядительных документов
- 2.7. Специфика языка и стиля служебных документов
- 2.8. Изложение служебных писем. Виды и реквизиты писем
- 2.9. Конкуренты делового письма – факс, электронная почта и телефонограмма
- 2.10. Международная деловая переписка
- 2.11. Документирование трудовой деятельности
- 2.12. Коммерческие документы
- Тема 3. Организация работы с документами
- 3.1. Технология и организация документооборота
- 3.2. Составление номенклатуры дел
- 3.3. Формирование и оформление дел
- 3.4. Обеспечение сохранности документов архива
- 3.5. Понятие служебной и коммерческой тайны
- 3.6. Сущность и особенности конфиденциального делопроизводства
- 3.7. Организация делопроизводства с обращениями граждан
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- 4.1. Роль секретаря в организации информационного и документационного обеспечения
- 4.2. Офис в системе управления
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 5.1. Средства организационной техники в офисе
- 5.2. Специализированное оборудование и мебель для офиса
- 5.3. Способы автоматизации делопроизводства
- 5.4. Анализ рынка асдоу
- 5.5. Применение современных офисных программ для составления, оформления, хранения документов
- 5.6. Использование мастеров для оформления документов
- 6. Методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. План проведения практических занятий
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.2. Перечень вопросов к зачету
- 6.3. Самостоятельная управляемая работа для студентов дневной и заочной форм обучения
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.4. Контрольные вопросы и практические задания для самопроверки
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.5. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература