5.1. Понятие нормативных затрат и система «стандарт-пост»
Система «стандарт-кост» — инструмент управления для планирования затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не фактические. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты — объем — прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной системе основу для контроля бюджетов.
Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки деятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюджетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реальных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели и результаты их ранжирования для системы «стандарт-кост» в разных странах представлены в таблице.
Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции.
Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:
• прямые материальные затраты;
• прямые затраты труда;
• общепроизводственные расходы.
Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет нормативных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях — на базе данных о прошлых затратах.
Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затраты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются одинаково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» относится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затраты» — к общему их количеству.
Еще одним преимуществом использования системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших затрат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фиксировать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные прямые трудозатраты определены заранее.
При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные затраты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применяются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуществляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.
Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все данные о фактических производственных затратах замещаются нормативными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материалов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгалтер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаруживается отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхождения. Этот процесс, известный как анализ отклонений, — эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.
Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:
1. Нормативная цена основных материалов.
2. Нормативное количество основных материалов.
3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).
4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.
5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов.
6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.
Для организаций, оказывающих услуги, применяются только последние четыре, так как эти организации не используют сырье и материалы в своих операциях.
- Серия «академия бухгалтера и менеджера» Управленческий учет
- Москва ид фбк пресс
- О серии «академия бухгалтера и менеджера»
- Карел Ван Хюлле
- 1.1. Сущность и назначение управленческого учета
- 1.2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
- Обязательность ведения учета
- Цель ведения учета
- Пользователи информации
- Базисная структура
- Основные правила
- Привязки ко времени
- Объект отчетности
- Ответственность за правильность ведения учета
- Сходные характеристики управленческого и финансового учета
- 1.3. Виды информации для управленческого учета
- 1.4. Организационные аспекты управленческого учета
- Основные факторы выбора подсистемы управленческого учета и признаки классификации этих подсистем
- 2. Классификация и поведение затрат
- 2.1. Характеристика и классификация затрат
- Классификация затрат в зависимости от группировочных признаков
- Основные затраты и накладные расходы
- Переменные затраты
- Постоянные затраты
- Полупеременные затраты
- Другие виды затрат
- Примеры переменных, постоянных и полупеременных затрат
- 2.2. Производственные мощности
- Теоретическая мощность
- Практическая мощность
- Нормальная мощность
- 2.3. Линейная зависимость и релевантные уровни
- Часы использования компьютера Человеко-часы
- Линейная аппроксимация и релевантный уровень
- Постоянные общепроизводственные затраты
- 2.4. Элементы производственных затрат
- Прямые материальные затраты
- Прямые трудовые затраты
- Общепроизводственные расходы
- 2.5. Себестоимость продукции и расходы отчетного периода
- Определение затрат на продукт
- Определение полной себестоимости продукции
- 2.6. Анализ «затраты — объем — прибыль»
- Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»
- Анализ величин в критической точке
- Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»
- Оптимальная цена
- Маржинальная прибыль
- Планирование прибыли
- Допущения анализа «затраты — объем — прибыль»
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 3. Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
- 3.1. Распределение затрат
- Финансовый отчет при использовании метода полного включения затрат
- Финансовый отчет при использовании метода включения переменных затрат («директ-костинг»)
- 3.2. Позаказный метод калькулирования себестоимости
- Материалы
- Затраты на оплату труда
- Общепроизводственные расходы
- Учет готовой продукции
- Учет реализованной продукции
- Корректировка не полностью или излишне списанных общепроизводственных расходов
- Взаимосвязь синтетических счетов при позаказном методе калькулирования себестоимости
- 3.3. Попроцессный метод калькулирования себестоимости
- Особенности попроцессного метода калькулирования себестоимости
- Условная единица продукции
- Методы усреднения и фифо
- Применение попроцессного метода
- Расчет условного объема производства продукции
- Расчет себестоимости единицы продукции
- Итоговая себестоимость
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 4. Планирование
- 4.1. Основы планирования
- 4.2. Программирование
- Текущие программы
- Предлагаемые новые программы
- Формальная система программирования
- 4.3. Бюджетное планирование
- Функции бюджета
- 4.4. Общий бюджет
- Оперативный бюджет
- Финансовый бюджет
- Общий бюджет
- 4.5. Смета (бюджет) денежных средств
- Структура и задачи сметы (бюджета) денежных средств
- Взаимосвязь общего бюджета и сметы (бюджета) денежных средств
- Смета (бюджет) денежных средств компании лвс на 31 декабря 19х1 г.
- Трудности планирования объема продаж
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- Сколько денег получено от продаж в кредит в сентябре?
- Какую сумму необходимо дополнительно привлечь в бюджетном периоде?
- 5. Нормативный учет и анализ отклонений
- 5.1. Понятие нормативных затрат и система «стандарт-пост»
- Нормативные затраты основных материалов
- Нормативные прямые затраты труда
- Общепроизводственные нормативные расходы
- 5.2. Использование нормативов затрат в калькулировании себестоимости продукции
- 5.3. Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет
- Анализ выполнения плана Компания abc Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19х3 г.
- Анализ выполнения плана с использованием гибкого бюджета Компания лвс. Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19х3 г.
- 5.4. Вычисление отклонений и их анализ
- Техника управления по отклонениям
- Отклонения затрат основных материалов
- Анализ отклонений по основным материалам
- Отклонения прямых трудовых затрат
- Анализ отклонений прямых трудовых затрат
- Отклонения общепроизводственных расходов
- 5.5. Запись отклонений в учетных регистрах
- Проводки для операций по приобретению и использованию основных материалов
- Проводки для операций, связанных с учетом труда и заработной платы
- Распределение общепроизводственных расходов
- Оприходование готовой продукции
- Реализация готовой продукции
- Закрытие счетов отклонений в конце периода
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- СплавШ 7де за1кг
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 6. Управленческие решения
- 6.1. Процесс принятия управленческих решений
- Определение целей и задач
- Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий
- Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов
- Осуществление выбранного варианта
- Сравнение полученных и планируемых результатов
- 6.2. Примеры принятия управленческих решений
- 6.3. Анализ «затраты — объем — прибыль» в процессе принятия решения
- Принятие решения о прекращении или продолжении работы с группой товаров
- Принятие решения о комплектующих изделиях
- Принять или отклонить специальный заказ
- 6.4. Принятие решения об инвестировании средств организации в реальные проекты
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 7. Анализ эффективности деятельности организации
- 7.1. Место анализа хозяйственной деятельности в управленческом учете и управлении организацией Субъекты анализа и их цели
- Характеристика основных интересов и целей анализа хозяйственной деятельности участников коммерческого дела
- Направления анализа хозяйственной деятельности
- Направления управленческого и финансового анализа хозяйственной деятельности организации
- 7.2. Информационная база управленческого анализа эффективности хозяйственной деятельности
- Комплексный анализ
- 7.3. Качественный анализ эффективности хозяйственной деятельности
- Факторы, показатели и конечные результаты интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности
- Классификация факторов экстенсивного и интенсивного развития производства
- 7.4. Количественный анализ эффективности хозяйственной деятельности
- Расчет показателей интенсификации использования ресурсов по предприятию за 2 года
- Сводный анализ показателей интенсификации
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- Частьii. Практика ведения управленческого учёта введение. Организационные аспекты управленческого учета
- Перечень счетов финансового и управленческого учета для варианта 1
- Перечень хозяйственных операций
- В управленческой и финансовой бухгалтерии для варианта 1
- 8. Хозяйственный механизм коммерческой организации
- 8.1. Принципы рыночной экономики и роль коммерческой организации в обществе
- 8.2. Цель и функции коммерческого предприятия и их информационное обеспечение
- Упрощенная схема организационной структуры компании обрабатывающей промышленности сша
- Пользователи бухгалтерской информации в сша
- 8.3. Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли
- Модель хозяйственного механизма коммерческого предприятия, основанная на налогообложении прибыли
- 8.4. Формы организаций (предприятий) в России
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 9. Экономический анализ как база принятия управленческих решений
- 9.1. Управленческий учет и отчетность как база управленческого анализа
- 9.2. Виды управленческого анализа и их роль в управлении производством
- Информационные связи между управляющей и управляемой подсистемами системы управления
- Экономический анализ деятельности предприятия
- 9.3. Перспективный анализ и стратегические решения Сущность, цели и задачи перспективного анализа
- Соотношение перспективного и ретроспективного анализа
- Методы перспективного анализа
- 9.4. Оперативный анализ и тактические решения
- Выполнение оперативного финансового плана предприятия
- Выполнение оперативного финансового плана предприятия
- 9.5. Текущий анализ и контроль хозяйственной деятельности
- Нормативы затрат на единицу изделия
- Расчет производственной программы расхода материала и трудовых затрат
- Оперативный анализ выполнения производственной программы
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 10. Система комплексного анализа деятельности предприятия
- 10.1. Системный подход к анализу экономики предприятия
- 10.2. Система формирования экономических показателей как пример качественных (эвристических) методов анализа
- Формирование финансовых показателей в условиях рыночной экономики
- 10.3. Классификация факторов эффективности хозяйственной деятельности и резервов ее повышения
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 11. Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
- 11.1. Общая характеристика и классификация количественных методов анализа
- Примерная классификация экономико-математических методов в анализе хозяйственной деятельности
- 11.2. Детерминированное моделирование факторных систем хозяйственной деятельности
- 1. Аддитивные модели:
- 11.3. Методы количественной оценки влияния факторов на результативный показатель
- 11.4. Стохастическое моделирование факторных систем хозяйственной деятельности
- 11.5. Корреляционно-регрессионный анализ
- 11.6. Методы комплексной оценки хозяйственной деятельности
- Выполнение плана по основным показателям деятельности предприятий ао
- Показатели комплексной оценки при расчете по различным методам для предприятий ао
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 12. Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
- 12.1. Сущность инвестиционных решений
- 12.2. Информационное обеспечение инвестиционных решений
- 12.3. Подготовка бизнес-плана инвестиционного проекта
- 12.4. Анализ эффективности инвестиций
- Статические методы оценки эффективности инвестиций
- Динамические методы оценки эффективности инвестиций
- 12.5. Оценка эффективности инвестиций. Анализ рисков
- Качественный анализ эффективности инвестиций
- Количественный анализ эффективности инвестиций
- 12.6. Анализ критериев эффективности инвестиций
- Приложение 1. Домашнее упражнение
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 13. Принятие ценовых решений
- 13.1. Ценовая политика
- 13.2. Концепция ценообразования с позиций микроэкономики
- 13.3.Факторы, влияющие на ценовые решения
- 13.4. Методы ценообразования
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Переменные производственные затраты 1 530 000
- Прямые трудовые затраты 425 000
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 14. Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
- 14.1. Методы учета полных и переменных затрат для принятия управленческих решений
- 14.2. Влияние метода учета затрат на величину себестоимости
- 14.3. Отчет о прибылях и убытках при маржинальном подходе
- 14.4. Приростный анализ в принятии краткосрочных решений
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 15. Принятие решений в оперативном управлении
- 15.1. Релевантный подход в управлении
- 15.2. Релевантный подход к типичным хозяйственным ситуациям Специальный заказ
- Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора
- Решения о прекращении деятельности неприбыльного сегмента
- Приростный анализ выручки и затрат вред приятия abc
- Решение купить или производить самим
- Модернизация оборудования
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 16. Модели линейного программирования в управленческом учете
- 16.1. Предположения, лежащие в основе модели линейного программирования
- 16.2. Этапы решения проблемы линейного программирования
- 16.3. Метод проб и ошибок и графический метод в определении оптимального решения
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 17. Стратегическое планирование и управленческий контроль
- 17.1. Условия и элементы стратегического анализа
- 17.2. Информация для стратегического планирования
- 17.3. Управленческий контроль Сфера управленческого контроля*
- Процесс управленческого контроля
- Субъективные факторы управленческого контроля
- Основные причины возникновения некачественной первичной информации
- Характеристика отклонений в процессе производства и функции контроля в их выявлении и оценке
- Процедуры первичного контроля
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 18. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- 18.1. Понятие и виды отчетности
- 18.2. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета
- Объективная необходимость децентрализации управления
- Организационная структура предприятия
- Учет и отчетность по центрам ответственности
- 18.3. Отчетность по уровням управления Отчет об исполнении сметы центром затрат
- Отчет центра прибыли
- Отчет центра инвестиций
- 18.4. Отчетность по сегментам бизнеса Сегменты бизнеса и их виды
- Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса
- 18.5. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и периоды ее представления
- 18.6. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности Функции трансфертных цен
- Методы исчисления трансфертных цен
- 18.7. Предпосылки адаптации опыта западных фирм по системе внутрихозяйственной отчетности к условиям предприятий России
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 19. Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
- 19.1. Бухгалтерские счета и двойная запись
- 19.2. Учетные регистры
- Мемориально-ордерная форма учета
- Журнально-ордерная форма учета
- Журнал-Главная
- 19.3. Основные информационные потоки Учет расчетов с персоналом по оплате труда
- Учет основных средств
- Учет производственных запасов
- Общая схема учета затрат на производство
- Учет реализации продукции (работ, услуг)
- 19.4. Компьютерные технологии бухгалтерского учета
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 20. Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике
- 20.1. «Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета
- 20.2. Управленческий учет и контроллинг. Проблемы терминологии
- 20.3. Учетная политика предприятия Элементы учетной политики и управленческий учет
- Учетная политика и система «директ-костинг»
- Учетная политика и система «стандарт-кост»
- 20.4. Применение элементов управленческого учета в теории и практике российского учета План счетов и управленческий учет
- Пути применения системы «директ-костинг»
- Управленческий учет и калькулирование себестоимости
- 20.5. Задачи внедрения управленческого учета в России
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- Содержание
- Часть I. Базовый курс 4
- 1. Сущность и организация управленческого учета 4
- 2. Классификация и поведение затрат 12
- 3. Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции 28
- 4. Планирование 41
- 5. Нормативный учет и анализ отклонений 55
- 6. Управленческие решения 69
- 7. Анализ эффективности деятельности организации 81
- Часть II. Практика ведения управленческого учёта 93
- 8. Хозяйственный механизм коммерческой организации 99
- 9. Экономический анализ как база принятия управленческих решений 110
- 10. Система комплексного анализа деятельности предприятия 128
- 11. Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений 138
- 12. Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений 160
- 13. Принятие ценовых решений 173
- 18. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса 225
- 19. Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии 246
- 20. Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике 260