3 Программные системы автоматизации делопроизводства
Система управления электронными документами - это набор устройств и программ, которые позволяют автоматизировать процедуры создания, хранения, манипулирования и пересылки электронных документов.
Системы автоматизации делопроизводства должны обладать следующими возможностями:
ввода, подготовки и редактирования документов;
ввода и обработки сведений о документах (регистрации);
обмена документами с руководителем и сотрудниками, совместной работы над документами ;
осуществления контроля исполнения документов;
хранения и поиска документов (создание баз данных);
приема и пересылки документов;
систематизации документов, формирование папок (дел);
подготовки к архивному хранению и их архивирования.
Хорошо спроектированная и правильно используемая система автоматизации офисной работы помимо облегчения выполнения рутинных операций делопроизводства позволяет получить дополнительные возможности:
повышение исполнительской дисциплины и более эффективного использования рабочего времени сотрудников;
уменьшения потерь документов;
более полного и точного обоснования принимаемых решений;
централизованного отслеживания прохождения документа на каждом рабочем месте всех исполнителей документа;
систематизации и анализа результатов контроля исполнения документа с целью выявления недостатков в работе исполнителей и организации документооборота на предприятии.
Спектр современных систем автоматизации делопроизводства и документооборота достаточно разнообразен относительно их функциональности и технологического уровня. Дадим короткую характеристику западных программных продуктов, которые на данное время являются лидерами рынка систем автоматизации делопроизводства и документооборота. К таким системам принадлежат:
Inter| Office| (Orakle|) — обеспечивает организацию документооборота, коллективную работу, интеграцию с другими средствами коллективной работы, поддержку базовой системы передачи сообщений, календаря, службы каталогов и папок, национальных языков;
Group| Wise| WorkFlow| Professional| (Novel|) — представляет собой графическую версию Group| Wise| WorkFlow|, тесно интегрируется с электронной почтой для организации коллективной работы и усовершенствования рабочих процессов, широко использует спектр пиктограмм (элементов графики) для описания документооборота;
Saros| dokumentManadger |(Saros| Corporation| ) - двухуровневое управление документами (библиотечный сервер и клиентское ПО), универсальный доступ к хранилищам данным, единственная система безопасности и управления жизненным циклом информации, атрибутивный поиск, автоматизация рутинной работы (печать, архивирование, обмен электронной почтой);
Actio| WorkFlow| – предназначенная для автоматизации информационных потоков в среде Lotus| Notes| или Microsoft| SQL| Server|, поддерживает стандартные технологии управления документопотоками|, графическое моделирование бизнесовых процессов, функции проверки целостности модели и ее оптимизации, расчет времени выполнения и стоимости процессов, генерирует отчеты.
Work| Expeditor| (Compag|) — скорая и эффективная организация коллективной работы и автоматизация бизнесовых процессов, защита информации на уровне полей данных, аудит всех видов операций, целостность транзакций и документов, автоматический контроль версий документов, мощный графический редактор карт деловых процессов, поддержка жесткой и свободной, а также последовательной и параллельной маршрутизации, контроль выполнения и рассылка сообщений, прозрачная интеграция из Outlook|, возможность быстрой разработки заказов на базе стандартных интерфейсов Microsoft|.
EDMSuit| (IВМ) - содержит систему автоматизации документооборота Flow| Mark|, средства обработки графических документов, трехуровневое распределение прав доступа, контроль версий документов;
•FоrтFІоw (Sутапtес|) — предназначенная для полного обеспечения всех потребностей организации из автоматизации бизнесовых процессов на основе электронных форм.
Большинство отечественных систем документооборота построенны на базе западных ИС, но на рынке уже появились и отечественные разработки, которые отвечают государственным стандартам и учитывают специфику отечественного делопроизводства (язык, традиции ведения и организации, нормативные требования, технологию автоматизации). Стоит назвать такие системы:
«Босc-референт|» («Ай-ти») — разработанная на основе Lotus| Notes|, выполняет централизованное хранение, поиск, пересылку сложных документов любых форматов и разграничения доступа к ним. Как система управления документооборотом является составляющей Асуп-«босс».
«Евфрат-99» (Cognitive| Tehnologies|) — работает в среде Windows| 95/98NТ/2000 и обеспечивает комплексную автоматизацию делопроизводства, охватывая регистрацию, контроль выполнения, организацию и обслуживание электронного архива документов, полученных из разных источников. Поиск текста по содержанию документа и по реквизитам, морфологический анализ документов, поддержка широкого спектра графических форматов. Имеются рабочие столы - «Секретариат», «Бухгалтерия», «Отдел кадров», «Страховая компания», «Домашняя база Евфрат». Поддерживаются дополнительные возможности: утилиты для тестирования БД, ее уплотнения, архивирования, функции фильтрования информации.
• «Дело» («Электронные офисные системы») основа продукта — понятие предметной сферы делопроизводства, взятые из нормативных документов, информационная и функциональная модели делопроизводства, построенны с учетом международных стандартов структурного анализа и проектирования систем по использованию современных САSЕ-технологій|. Разработан WеЬ-ориентированный| вариант системы для распределенной работы с документами в Интернете;
«LanDoks|» (АО «Ланит») — двухуровневый комплекс ПО, предназначенный для автоматизации функций регистрации и заполнения учетных карточек документов, рассылки документов, заданий, поручений, контроль состояния выполнения документов, версий, создание отчетов, запись в архив;
«Docs| Ореп» («Весть») — в основе лежит мощная система управления документами всего предприятия, автоматизация деловых процессов на основе карт бизнес-функций. Система эффективно поддерживает не только электронный документооборот, но и бумажный;
«Крон» («Анкей») — имеет СКД, которая обеспечивает электронную подпись, общее использование и контроль версий, почтовую систему, систему регистрации и выполнения как простых, так и сложных документов;
Орtита WorkFlow| («Оптима») — комплексная система управления потоками работ и организации конфиденциального документооборота.
Предназначена для автоматизации основных процедур делопроизводства: управления процессами создания, обработки, тиражирования, хранения документов, а так же организации конфиденциального документооборота. Система допускает использование в делопроизводстве предприятия документов на электронных и бумажных носителях.
Система Орtита WorkFlow| предоставляет возможность перенастраивать режимы работы системы без остановки и нарушения текущего режима управления, что позволяет вносить изменения и усовершенствования в порядок работы с документами по мере необходимости.
Все документы, информация о них, способы и маршруты их исполнения и рассылки, а также другая служебная информация в системе защищены от любого преднамеренного или случайного вмешательства. Для этого в системе Орtита WorkFlow поддерживаются специальные стандарты защиты, используются современные методы криптографической защиты и средства электронной подписи.
Криптографический метод защиты информации - это специальный метод шифрования, кодирования или иного преобразования информации, в результате которого ее содержание становится недоступным без предъявления ключа криптограммы и обратного преобразования. Криптографический метод защиты, безусловно, самый надежный метод защиты, так как охраняется непосредственно сама информация, а не доступ к ней (например, зашифрованный файл нельзя прочесть даже в случае кражи носителя). Данный метод защиты реализуется в виде программ или пакетов программ.
Электро́нная по́дпись (ЭП) — реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.
Учитывая то, что приобретение каждой из вышеупомянутых систем связано с большими расходами и последующей адаптацией к конкретным потребностям, можно считать, что целесообразнее является разработка собственных систем автоматизации делопроизводства с учетом подходов и технологий наиболее конкурентоспособных систем такого класса.
- Тема 4. Электронный документ. Системы управления електронными документами
- Составление электронных документов
- Хранение электронных документов
- Специализированные системы автоматизации документооборота и делопроизводства
- Создание электронных документов
- 2. Хранение электронных документов
- 3 Программные системы автоматизации делопроизводства