3.5. Понятие служебной и коммерческой тайны
В условиях жёсткой конкуренции очень важно сохранить сведения, содержащие коммерческую тайну предприятия. Коммерческая тайна (КТ) – это производственная, научно-техническая, управленческая, финансовая и иная документированная информация, используемая для достижения коммерческих целей, которую предприниматель считает конфиденциальной.
Сведения, содержащие КТ организации, можно разделить на 2 группы:
научно-техническая информация;
деловая информация.
Научно-техническая информация включает:
сведения о конструкциях машин и оборудования;
чертежи;
схемы;
используемые материалы;
рецептуры;
методы и способы производства;
новые технологии, направления модернизации известных технологий, процессов и оборудования;
программное обеспечение ПВМ.
Деловая информация содержит:
сведения о финансовой стороне деятельности предприятия (состояние расчётов с клиентами, задолженность, кредиты и т.п.), финансовые отчёты;
сведения о размере прибыли, себестоимости произведённой продукции;
планы развития организации (тактические и стратегические);
планы и объёмы реализации продукции (планы маркетинга, данные об уровнях цен, наличии товаров);
анализ конкурентоспособности производимой продукции, эффективность экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;
планы рекламной деятельности;
списки торговых и других клиентов, представителей, посредников, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, проводимых операциях и объёмах, условиях контрактов.
Состав и объём сведений, составляющих КТ организации, сроки конфиденциальности, порядок защиты и доступа к конфиденциальной информации, а также правила её использования определяются руководителем. Руководитель может привлечь для этой работы специалистов-аналитиков.
Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в определение и охрану коммерческой тайны организации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Основная цель защиты информации состоит в том, чтобы предотвратить её утечку.
Обеспечение защиты КТ включает:
установление правил отнесения информации к КТ;
разработку и доведение до лиц, допущенных к сведениям, составляющим КТ, инструкций по соблюдению режима конфиденциальности;
ограничение доступа к носителям информации, содержащим КТ;
ведение делопроизводства, обеспечивающего учёт и сохранность документов, содержащих КТ;
использование организационных, технических и иных средств защиты конфиденциальной информации;
осуществление контроля за соблюдением установленного режима охраны КТ.
Для ограничения доступа к информации, содержащей КТ, руководитель издаёт приказ о введении «Перечня сведений, содержащих КТ организации» и установлению круга лиц, имеющих доступ к данной информации. Сотрудники организации должны под расписку ознакомиться с приказом и приложениями к нему.
- Казнадей т.А. Делопроизводство: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ипд, 2008. – 110 с.
- Содержание
- Введение
- Учебно-тематический план дисциплины для специальности 1-26 02 01 бизнес-администрирование
- Учебно-тематический план дисциплины для специальностей 1-26 02 03 маркетинг, 1-25 01 07 экономика и управление на предприятии, 1-25 01 10 коммерческая деятельность
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- 1.1. История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь
- 1.2. Нормативно-правовые акты и методические документы по делопроизводству и архивному делу
- 1.3. Место и роль документов в управлении на современном этапе. Понятия: документ, делопроизводство
- 1.4. Классификация документов и характеристика различных видов документов
- 1.5. Документационное обеспечение управления
- 1.6. Организационные основы делопроизводства
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- 2.1. Цели и задачи унификации и стандартизации управленческой документации
- 2.2. Методы унифицированного текста
- 2.3. Унифицированные системы документации
- 2.4. Формуляр-образец
- 2.5. Назначение, особенности и содержание организационно-распорядительной документации
- 2.6. Оформление реквизитов организационно-распорядительных документов
- 2.7. Специфика языка и стиля служебных документов
- 2.8. Изложение служебных писем. Виды и реквизиты писем
- 2.9. Конкуренты делового письма – факс, электронная почта и телефонограмма
- 2.10. Международная деловая переписка
- 2.11. Документирование трудовой деятельности
- 2.12. Коммерческие документы
- Тема 3. Организация работы с документами
- 3.1. Технология и организация документооборота
- 3.2. Составление номенклатуры дел
- 3.3. Формирование и оформление дел
- 3.4. Обеспечение сохранности документов архива
- 3.5. Понятие служебной и коммерческой тайны
- 3.6. Сущность и особенности конфиденциального делопроизводства
- 3.7. Организация делопроизводства с обращениями граждан
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- 4.1. Роль секретаря в организации информационного и документационного обеспечения
- 4.2. Офис в системе управления
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 5.1. Средства организационной техники в офисе
- 5.2. Специализированное оборудование и мебель для офиса
- 5.3. Способы автоматизации делопроизводства
- 5.4. Анализ рынка асдоу
- 5.5. Применение современных офисных программ для составления, оформления, хранения документов
- 5.6. Использование мастеров для оформления документов
- 6. Методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. План проведения практических занятий
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.2. Перечень вопросов к зачету
- 6.3. Самостоятельная управляемая работа для студентов дневной и заочной форм обучения
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.4. Контрольные вопросы и практические задания для самопроверки
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.5. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература