logo
KompTehn_vNaukTehn_amp_ObrazLekts

2.7. Содержание классической процедуры процедура бухгалтерского учета

Классическая процедура бухгалтерского учета, находит отражение во всех формах бухгалтерского учета.

Классическая процедура бухгалтерского учета состоит из следующих составляющих.

Инвентаризация позволяет выяснить текущее состояние предприятия. Инвентаризация включает перепись и оценку средств, находящихся в распоряжении предприятия и источников их образования (активов и пассивов предприятия).

Вступительный баланс составляется по итогам инвентаризации, в нём отражается состав активов и пассивов предприятия на момент начала процедуры бухгалтерского учёта.

Ведение журнала регистрации фактов хозяйственной жизни (ФХЖ) подразумевает отображение всех хозяйственных операций в выбранном для ведения журнале (регистре), для из дальнейшей обработки. В журнале регистрации ФХЖ информация о хозяйственных событиях записывается в хронологическом порядке, около каждой операции проставляется корреспонденция счетов (счёт Д и счёт К) и сумма операции. Журнал регистрации ФХД может называться так же «журнал-ордер», «бухгалтерская книга».

Бухгалтерская книга является официальным документом, в котором отражаются статьи баланса, покупаемые и продаваемые товары, источники доходов и расходов, должностные оклады.

Главная бухгалтерская книга — сводный документ, в котором представлены все синтетические счета организации, которые расположены в соответствии с планом счетов. В нее переносятся записи из журналов-ордеров и вспомогательных книг. Запись текущих оборотов в Главную книгу выполняется одновременно с регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах.

Оборотно-сальдовая ведомость – специальный документ, отображающий обороты по дебету и кредиту, начальное и конечное сальдо по счетам, используемым для учёта хозяйственной жизни. Заполняется оборотно сальдовая ведомость по материалам главной книги.

Заключительный баланс (бухгалтерский баланс) (см. ранее) - составляется на основе оборотно-сальдовой ведомости. Отображает остатки по статьям учёта имущества предприятия в виде баланса активов и пассивов. Имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона — активы, вторая — пассивы. В основном статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам.

Заключительный баланс (бухгалтерский баланс) можно рассматривать составляющую процесса формирования бухгалтерской отчётности. Кроме формирования бухгалтерского баланса, в отчётность включаются другие отчёты. (Будут рассмотрены отдельно)

после чего, в следующем отчетном периоде, процедура повторяется.

Надо отметить, что такая последовательность действий (журнал - главная книга - отчетность) логически весьма характерна для автоматизированной формы учета, которая наиболее популярна сегодня. В частности 1С: Бухгалтерия, в сущности, реализует классическую процедуру учета.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность - это заключительный этап любой формы бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 13. закона "О бухгалтерском учете", все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Отчетность состоит из:

 , следует отметить, что формы бухгалтерской отчетности не являются коммерческой тайной предприятия - они должны быть доступны всем желающим, в то же время учетные регистры бухгалтерии (непосредственно формы бухгалтерского учёта) составляют коммерческую тайну.