2.9. Конкуренты делового письма – факс, электронная почта и телефонограмма
В настоящее время всё более широкое распространение получают оперативные средства связи, в частности факсимильная связь. С её помощью передаются факсы. Его оформление осуществляется аналогично оформлению делового письма.
Факс – документ, полученный с помощью специального аппарата (телефакса) по телефонным каналам связи и представляющий копию переданного документа. По факсу могут быть переданы любые виды документов и приложений к ним: таблицы, чертежи, схемы, рисунки, фотографии. Однако факсы в большей степени являются разновидностью переписки между деловыми партнёрами, организациями.
Дополнительными данными, которые проставляет сам аппарат, являются: указание (код) отправителя; дата и время передачи; номер факса (аппарата), с которого передана информация; количество страниц.
Отправитель факса должен получить подтверждение о том, что информация дошла до получателя, в котором указывается: код фирмы получателя; номер телефакса получателя, дата, время и продолжительность передачи, количество полученных страниц и результат. Главной является графа результат, в которой ставится ОК, если сообщение получено полностью и без ошибок или NG (негатив), если имелись сбои во время получения факса.
Телефакс – устройство для передачи неподвижных изображений по телефонным линиям; торговое наименование офисных факсимильных аппаратов. Лист поэтапно проходит мимо ряда светочувствительных элементов, расположенных поперёк листа. На каждом этапе с них считывается информация о яркости соответствующего участка листа, которая специальным образом кодируется и передаётся на другой телефакс, который расшифровывает и передаёт её на встроенное печатающее устройство, воспроизводящее изображение оригинала.
Под электронной почтой в настоящее время подразумевается организованная тем или иным способом система связи между персональными компьютерами. Она отличается низкими фиксированными расценками, и осуществляет гарантированную доставку сообщения в срок от нескольких минут до суток.
С развитием технологий связи получила распространение передача не только текстовых сообщений, но и фотографий, звуковых посланий и даже видеосообщений и проведение видеоконференций.
Форма письма, отправляемого по электронной почте, должна отличаться от обычного, поскольку методы работы с электронной почтой отличаются от методов обработки входящих сообщений.
рассылаемое сообщение должно иметь минимальный размер, т.к. многие получатели могут иметь медленные каналы связи и неоднократное получение больших сообщений вызывает дополнительные затраты;
деловые сообщения должны рассылаться в формате «просто текст», без графики, логотипов и излишнего форматирования;
в поле Тема обязательно указать заголовок, раскрывающий суть сообщения;
в отличие от традиционного бланка документа на бумаге название компании, её адрес, контактные лица в электронной почте принято указывать в конце сообщения;
при составлении списка на регулярную массовую рассылку необходимо получить согласие получателей, а в конце каждого сообщения указывать, каким образом адресат может отказаться от дальнейшего получения рассылки.
Телефонограмма – документ по оперативным вопросам, передаваемый по телефону и записываемый получателем. Она применяется для срочного оповещения о заседаниях, совещаниях, деловых встречах, о каких-либо изменениях в запланированных действиях, мероприятиях, и т.п.
Обязательными реквизитами телефонограммы являются:
наименование предприятия-отправителя телефонограммы;
наименование предприятия-получателя;
наименование вида документа;
текст;
подпись;
указание должностей и фамилий, имена, отчества лиц, передавших и принявших телефонограмму;
номера телефонов предприятий, передавших и принявших телефонограмму;
время и дата передачи.
Телефонограмма составляется секретарём-референтом или исполнителем по поручению руководителя на специально разработанных бланках или на листе бумаги формата А5 в одном экземпляре. После составления она должна быть проверена и подписана руководителем предприятия.
Текст телефонограммы должен быть лаконичным, без труднопроизносимых слов, чётким, с акцентом на факты, даты, время, место проведения мероприятия, на вопросы, подлежащие обсуждению и т.д.
При передаче телефонограммы необходимо придерживаться следующих правил: вначале указать название своего предприятия и телефон, вид документа; после передачи текста записать должность, имя, отчество и фамилию лица, принявшего телефонограмму, номер телефона, дату и время передачи.
При приёме необходимо записать: название предприятия и номер телефона; текст телефонограммы; должности, имена, отчества и фамилии лиц, передавших и подписавших телефонограмму; дату и время приёма.
- Казнадей т.А. Делопроизводство: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ипд, 2008. – 110 с.
- Содержание
- Введение
- Учебно-тематический план дисциплины для специальности 1-26 02 01 бизнес-администрирование
- Учебно-тематический план дисциплины для специальностей 1-26 02 03 маркетинг, 1-25 01 07 экономика и управление на предприятии, 1-25 01 10 коммерческая деятельность
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- 1.1. История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь
- 1.2. Нормативно-правовые акты и методические документы по делопроизводству и архивному делу
- 1.3. Место и роль документов в управлении на современном этапе. Понятия: документ, делопроизводство
- 1.4. Классификация документов и характеристика различных видов документов
- 1.5. Документационное обеспечение управления
- 1.6. Организационные основы делопроизводства
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- 2.1. Цели и задачи унификации и стандартизации управленческой документации
- 2.2. Методы унифицированного текста
- 2.3. Унифицированные системы документации
- 2.4. Формуляр-образец
- 2.5. Назначение, особенности и содержание организационно-распорядительной документации
- 2.6. Оформление реквизитов организационно-распорядительных документов
- 2.7. Специфика языка и стиля служебных документов
- 2.8. Изложение служебных писем. Виды и реквизиты писем
- 2.9. Конкуренты делового письма – факс, электронная почта и телефонограмма
- 2.10. Международная деловая переписка
- 2.11. Документирование трудовой деятельности
- 2.12. Коммерческие документы
- Тема 3. Организация работы с документами
- 3.1. Технология и организация документооборота
- 3.2. Составление номенклатуры дел
- 3.3. Формирование и оформление дел
- 3.4. Обеспечение сохранности документов архива
- 3.5. Понятие служебной и коммерческой тайны
- 3.6. Сущность и особенности конфиденциального делопроизводства
- 3.7. Организация делопроизводства с обращениями граждан
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- 4.1. Роль секретаря в организации информационного и документационного обеспечения
- 4.2. Офис в системе управления
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 5.1. Средства организационной техники в офисе
- 5.2. Специализированное оборудование и мебель для офиса
- 5.3. Способы автоматизации делопроизводства
- 5.4. Анализ рынка асдоу
- 5.5. Применение современных офисных программ для составления, оформления, хранения документов
- 5.6. Использование мастеров для оформления документов
- 6. Методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. План проведения практических занятий
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.2. Перечень вопросов к зачету
- 6.3. Самостоятельная управляемая работа для студентов дневной и заочной форм обучения
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.4. Контрольные вопросы и практические задания для самопроверки
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.5. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература