logo
Делопроизводство

2.7. Специфика языка и стиля служебных документов

При составлении служебных документов используется деловая речь, которая является разновидностью литературной письменной речи. Её отличают следующие компоненты: ясность, точность, краткость, систематичность.

Ясность – простой, понятный язык без злоупотребления иностранными словами, жаргоном.

Точность – приведённые факты отражают действительное положение вещей, а содержание документов точно выражает мысли автора, не вызывая иного толкования отдельных слов и фраз.

Краткость – полнота содержания документа, а также точность и ясность изложения достигнуты без лишних слов, фраз и повторений.

Систематичность – логическая последовательность изложения документов.

Деловая речь имеет соответствующую терминологию, различную для разных отраслей народного хозяйства, формирующую официально-деловой стиль. В коммерческой практике термином официально-деловой стиль принято называть язык служебных, в первую очередь организационно-распорядительных документов (приказы, распоряжения, протоколы, акты и др.).

Деловая речь формируется с учётом требований этики делового общения (этикета). Деловой этикет требует, чтобы документы были достоверными, объективными, убедительными. Точность в подборе фактов, оценка ситуации особенно необходима в документации, отражающей конфликтные моменты в сфере деловых отношений. Если, например, готовится отказ в просьбе, он должен быть доброжелательным с убедительным объяснением, с возможным продолжением деловых отношений.

Нормой делового этикета является нейтральный тон изложения документов. Личный субъективный момент должен быть сведён к минимуму. Недопустимо использование разговорных, просторечных, жаргонных, диалектных и других слов и фразеологических оборотов.

В деловой речи следует учитывать лексическую сочетаемость слов: служебное письмо составляется (не пишется) или направляется (не посылается), выговор – объявляется, порицание – выносится, оклад – устанавливается и т.д.

Деловая речь становится фразеологически устойчивой, наполняется готовыми формулами, трафаретами, штампами. Примером таких штампов являются конструкции с предлогами, мотивирующими действия: в соответствии с решением (приказом, распоряжением), в связи с началом (возможностью, необходимостью), в целях улучшения (ограничения, экономии) и т.п.

В деловой речи и тем более в служебной переписке не рекомендуется употреблять малопонятные слова старославянского происхождения и отжившие канцелярские слова, заимствованные из лексикона прежнего бюрократического аппарата и частной коммерческой практики, например, сей, посему, надлежит, учинить, таковой, коих и др. Их следует заменять на слова современного стиля – этот, потому, следует, произвести, такой, которых.

Большое внимание следует уделять правильному сочетанию слов в предложении, т.к. может получиться бессмыслица, например: «Незаконное хищение государственной собственности» - очевидно, что законного хищения не может быть; «Организован обмен имеющимся опытом», разумеется, что если опыта нет, то нечем и обмениваться.

Текст служебных документов должен содержать элементы логики, необходимые для последовательного изложения содержания. В документах различают три логических элемента – заключение, доказательство и введение.

Заключение содержит формулировку цели составления документа. Ему подчиняются все остальные элементы. Заключение может быть активным - точно указывает, какое действие должен произвести адресат (прошу выслать проект договора на поставку обуви в 2001г.) или пассивным - уведомляет адресата о каком-либо факте, обстоятельстве и т.д. (полученные от Вас товары по счёту № 98 от 20.01.2008г. соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТа).

Активное заключение бывает прямым или косвенным. Прямое заключение непосредственно побуждает к определённым действиям и выражается словами: «Прошу», «Приказываю», «Предлагаю», «Объявляю» и т.д. В косвенном заключении нет непосредственного воздействия и побуждения, в нём только указывается действие, которое ожидается от адресата - «Необходимо», «Требуется» и т.д.

Цель доказательства – указать целесообразность, необходимость, своевременность требования, содержащегося в заключении; также в нем могут быть изложены обстоятельства и доводы, показывающие необходимость выполнения требования заключения.

Во введении указывают причины составления документа, иногда кратко излагают историю вопроса, если необходимо ссылаются на директивы вышестоящих органов. В отдельных случаях во введении указывают зависимость между данным документом и созданным ранее.