2.7. Специфика языка и стиля служебных документов
При составлении служебных документов используется деловая речь, которая является разновидностью литературной письменной речи. Её отличают следующие компоненты: ясность, точность, краткость, систематичность.
Ясность – простой, понятный язык без злоупотребления иностранными словами, жаргоном.
Точность – приведённые факты отражают действительное положение вещей, а содержание документов точно выражает мысли автора, не вызывая иного толкования отдельных слов и фраз.
Краткость – полнота содержания документа, а также точность и ясность изложения достигнуты без лишних слов, фраз и повторений.
Систематичность – логическая последовательность изложения документов.
Деловая речь имеет соответствующую терминологию, различную для разных отраслей народного хозяйства, формирующую официально-деловой стиль. В коммерческой практике термином официально-деловой стиль принято называть язык служебных, в первую очередь организационно-распорядительных документов (приказы, распоряжения, протоколы, акты и др.).
Деловая речь формируется с учётом требований этики делового общения (этикета). Деловой этикет требует, чтобы документы были достоверными, объективными, убедительными. Точность в подборе фактов, оценка ситуации особенно необходима в документации, отражающей конфликтные моменты в сфере деловых отношений. Если, например, готовится отказ в просьбе, он должен быть доброжелательным с убедительным объяснением, с возможным продолжением деловых отношений.
Нормой делового этикета является нейтральный тон изложения документов. Личный субъективный момент должен быть сведён к минимуму. Недопустимо использование разговорных, просторечных, жаргонных, диалектных и других слов и фразеологических оборотов.
В деловой речи следует учитывать лексическую сочетаемость слов: служебное письмо составляется (не пишется) или направляется (не посылается), выговор – объявляется, порицание – выносится, оклад – устанавливается и т.д.
Деловая речь становится фразеологически устойчивой, наполняется готовыми формулами, трафаретами, штампами. Примером таких штампов являются конструкции с предлогами, мотивирующими действия: в соответствии с решением (приказом, распоряжением), в связи с началом (возможностью, необходимостью), в целях улучшения (ограничения, экономии) и т.п.
В деловой речи и тем более в служебной переписке не рекомендуется употреблять малопонятные слова старославянского происхождения и отжившие канцелярские слова, заимствованные из лексикона прежнего бюрократического аппарата и частной коммерческой практики, например, сей, посему, надлежит, учинить, таковой, коих и др. Их следует заменять на слова современного стиля – этот, потому, следует, произвести, такой, которых.
Большое внимание следует уделять правильному сочетанию слов в предложении, т.к. может получиться бессмыслица, например: «Незаконное хищение государственной собственности» - очевидно, что законного хищения не может быть; «Организован обмен имеющимся опытом», разумеется, что если опыта нет, то нечем и обмениваться.
Текст служебных документов должен содержать элементы логики, необходимые для последовательного изложения содержания. В документах различают три логических элемента – заключение, доказательство и введение.
Заключение содержит формулировку цели составления документа. Ему подчиняются все остальные элементы. Заключение может быть активным - точно указывает, какое действие должен произвести адресат (прошу выслать проект договора на поставку обуви в 2001г.) или пассивным - уведомляет адресата о каком-либо факте, обстоятельстве и т.д. (полученные от Вас товары по счёту № 98 от 20.01.2008г. соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТа).
Активное заключение бывает прямым или косвенным. Прямое заключение непосредственно побуждает к определённым действиям и выражается словами: «Прошу», «Приказываю», «Предлагаю», «Объявляю» и т.д. В косвенном заключении нет непосредственного воздействия и побуждения, в нём только указывается действие, которое ожидается от адресата - «Необходимо», «Требуется» и т.д.
Цель доказательства – указать целесообразность, необходимость, своевременность требования, содержащегося в заключении; также в нем могут быть изложены обстоятельства и доводы, показывающие необходимость выполнения требования заключения.
Во введении указывают причины составления документа, иногда кратко излагают историю вопроса, если необходимо ссылаются на директивы вышестоящих органов. В отдельных случаях во введении указывают зависимость между данным документом и созданным ранее.
- Казнадей т.А. Делопроизводство: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ипд, 2008. – 110 с.
- Содержание
- Введение
- Учебно-тематический план дисциплины для специальности 1-26 02 01 бизнес-администрирование
- Учебно-тематический план дисциплины для специальностей 1-26 02 03 маркетинг, 1-25 01 07 экономика и управление на предприятии, 1-25 01 10 коммерческая деятельность
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- 1.1. История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь
- 1.2. Нормативно-правовые акты и методические документы по делопроизводству и архивному делу
- 1.3. Место и роль документов в управлении на современном этапе. Понятия: документ, делопроизводство
- 1.4. Классификация документов и характеристика различных видов документов
- 1.5. Документационное обеспечение управления
- 1.6. Организационные основы делопроизводства
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- 2.1. Цели и задачи унификации и стандартизации управленческой документации
- 2.2. Методы унифицированного текста
- 2.3. Унифицированные системы документации
- 2.4. Формуляр-образец
- 2.5. Назначение, особенности и содержание организационно-распорядительной документации
- 2.6. Оформление реквизитов организационно-распорядительных документов
- 2.7. Специфика языка и стиля служебных документов
- 2.8. Изложение служебных писем. Виды и реквизиты писем
- 2.9. Конкуренты делового письма – факс, электронная почта и телефонограмма
- 2.10. Международная деловая переписка
- 2.11. Документирование трудовой деятельности
- 2.12. Коммерческие документы
- Тема 3. Организация работы с документами
- 3.1. Технология и организация документооборота
- 3.2. Составление номенклатуры дел
- 3.3. Формирование и оформление дел
- 3.4. Обеспечение сохранности документов архива
- 3.5. Понятие служебной и коммерческой тайны
- 3.6. Сущность и особенности конфиденциального делопроизводства
- 3.7. Организация делопроизводства с обращениями граждан
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- 4.1. Роль секретаря в организации информационного и документационного обеспечения
- 4.2. Офис в системе управления
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 5.1. Средства организационной техники в офисе
- 5.2. Специализированное оборудование и мебель для офиса
- 5.3. Способы автоматизации делопроизводства
- 5.4. Анализ рынка асдоу
- 5.5. Применение современных офисных программ для составления, оформления, хранения документов
- 5.6. Использование мастеров для оформления документов
- 6. Методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. План проведения практических занятий
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.2. Перечень вопросов к зачету
- 6.3. Самостоятельная управляемая работа для студентов дневной и заочной форм обучения
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.4. Контрольные вопросы и практические задания для самопроверки
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.5. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература