Перспективы
Реформа бухгалтерского учета и отчетности в России имеет достаточно продолжительную историю. Начиная с 1993 г., Россия уже внедрила более 20 бухгалтерских стандартов, а также утвердила международные стандарты финансовой отчетности, начиная с Программы реформирования бухгалтерского учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283), в которой МСФО были названы главным инструментом этой реформы, и Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180). Закончен проект ТАСИС "Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", финансируемый Европейским Союзом. Он направлен на предоставление технической помощи Минфину России и Министерству сельского хозяйства в разработке национальных положений по бухгалтерскому учету.
Согласно названной Концепции дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности надо осуществлять по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Сейчас ведение бухгалтерского учета по МСФО в России интересно в первую очередь тем организациям, которые пытаются выйти на мировой рынок, имеют в качестве акционеров зарубежные компании либо хотят привлечь иностранные инвестиции.
В настоящий момент идет плановая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы Российской Федерации по бухгалтерскому учету. Так, был опубликован очередной вариант законопроекта "О бухгалтерском учете". Именно этот документ по мысли разработчиков должен вскоре заменить Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В рамках данного законопроекта предусмотрено изменение требований к оформлению первичных учетных документов. Предполагается отказаться от установления государством форм первичных учетных документов. В законопроекте лишь оговариваются обязательные реквизиты таких документов. Они призваны обеспечить данные для учетных записей, доказательную силу документов и возможность последующего контроля. Сама же форма документа, равно как и дополнительные реквизиты, должны разрабатываться самим юридическим лицом и утверждаться руководителем. При этом важно, какая техника используется организацией, как построен процесс подготовки и обработки документов, насколько компьютеризирован документооборот. Учесть все названные факторы при подготовке унифицированных форм документов сегодня вряд ли возможно.
В проекте отсутствует норма сегодняшнего Закона, согласно которой без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными.
Уравниваются первичные учетные документы в бумажной и электронной форме (обязанность изготавливать бумажную копию возникает лишь в случае требования государства или контрагента).
Запрещается режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской отчетности и декларируется свободный доступ к Единому государственному информационному ресурсу, в котором будут храниться все обязательные экземпляры годовой отчетности организаций, сдаваемые в Росстат.
Также законопроект вводит обязательные квалификационные требования для главных бухгалтеров определенных компаний. Они предусмотрены для узкого круга: это главные бухгалтеры так называемых публичных организаций, т.е. тех, чьи ценные бумаги торгуются на бирже, кредитных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. Включенные в законопроект квалификационные требования к главным бухгалтерам - одна из гарантий качества обращающейся на рынке финансовой информации.
По законопроекту главный бухгалтер должен иметь высшее профессиональное образование по специальностям бухгалтерского учета и аудита, стаж работы не менее трех лет из последних пяти, не иметь судимости за совершение преступления в сфере экономики или умышленного преступления и быть членом саморегулируемой организации аудиторов.
Органы негосударственного регулирования бухгалтерского учета - новый институт, вводимый законопроектом. Предлагается считать такими органами саморегулируемые организации (СРО) аудиторов, бухгалтеров, пользователей бухгалтерской отчетности и любые другие СРО и некоммерческие организации, "преследующие цели развития бухгалтерского учета". Планируется аккредитовывать их в порядке, который будет отдельно разработан Правительством РФ.
В соответствии с законопроектом проекты национальных стандартов готовятся органом или органами негосударственного регулирования, анализируются экспертным советом по стандартам бухгалтерского учета при уполномоченном федеральном органе. Другие органы государственного регулирования разрабатывают и утверждают отраслевые стандарты. Экспертный совет обладает лишь совещательным голосом, уполномоченный федеральный орган не обязан учитывать результат проведенной комитетом экспертизы при принятии окончательного решения об утверждении стандарта.
Российский союз промышленников и предпринимателей считает необходимым при разработке законопроекта учесть выводы Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Рабочая группа рекомендовала трехуровневую систему регулирования в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Эта система состоит из государства, единого негосударственного института регулирования и профессионального саморегулируемого сообщества.
Первый уровень:
- государство, которое в лице Правительства РФ обеспечивает проведение государственной политики в области развития бухгалтерского учета и совершенствования системы финансовой отчетности; определяет главные требования к организации и ведению бухгалтерского учета, к составлению и представлению финансовой отчетности; устанавливает правовые основы деятельности негосударственных институтов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- уполномоченный Правительством РФ федеральный орган, который утверждает выработанные негосударственным институтом методологические документы (положения, методические указания и рекомендации).
Второй уровень:
- единый негосударственный институт, создаваемый с участием профессионального и бизнес-сообщества, государственных структур, пользователей финансовой отчетности. Этот институт:
разрабатывает методологические документы (положения, методические указания и рекомендации):
взаимодействует с соответствующими международными организациями, в частности с Советом по международным стандартам финансовой отчетности в Лондоне, в области разработки стандартов, их интерпретации, организации работ по переводу МСФО на русский язык, обмена опытом;
определяет требования к созданию профессиональных саморегулируемых организаций в области бухгалтерского учета и осуществляет контроль за их деятельностью.
Основной задачей негосударственного института должно стать обеспечение качества положений (стандартов) и других нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Третий уровень:
- саморегулируемые организации, которые:
участвуют в разработке методологических документов; способствуют развитию бухгалтерской профессии посредством аттестации, дополнительного обучения, повышения квалификации, установления этических норм и профессиональных правил;
осуществляют контроль за соблюдением членами установленных СРО норм и правил профессиональной деятельности;
прорабатывают вопросы о роли бухгалтера в системе корпоративного управления, контроле за оказанием бухгалтерских услуг на профессиональной основе, возможности определения на законодательном или ином уровне требований к квалификации бухгалтеров.
Главное отличие этой трехуровневой системы регулирования от предлагаемой в законопроекте состоит в том, что негосударственное регулирование должно быть закреплено за единым негосударственным институтом.
В скором времени Правительство РФ планирует сократить сроки амортизации оборудования в российских организациях. Такую информацию озвучил первый вице-премьер И. Шувалов 12 сентября 2008 г. на ежегодной церемонии вручения премии Правительства в области качества. По его словам, принципиальное решение по этому вопросу уже принято. Чиновникам осталось только обсудить, как быстро можно будет амортизировать, по каким группам товаров и номенклатурам.
В нашей стране международные стандарты финансовой отчетности пытаются внедрить вот уже несколько лет, но пока безуспешно. По мнению многих экспертов, это связано с тем, что при замене положений по бухгалтерскому учету на МСФО по коррумпированным чиновникам будет нанесен существенный удар.
Дело в том, что международные стандарты финансовой отчетности - единый для всего мира свод правил, регулирующих бухгалтерскую отчетность, и данная система настолько прозрачна, что не дает возможности использовать ее в корыстных целях. А по словам чиновников, страна просто пока не готова к данным переменам.
В этом есть своя доля правды, ведь переход на международные стандарты финансовой отчетности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для организаций. Среди благотворных аспектов - повышение прозрачности, улучшение сопоставимости показателей бухгалтерской финансовой отчетности и в результате увеличение возможностей ведения коммерческой деятельности организациями, облегчение доступа к международным рынкам капитала.
Впрочем, сама по себе бухгалтерская финансовая отчетность не гарантирует притока инвестиций. Кроме того, существуют разночтения между методиками расчета, принятыми в новой и старой системах, например величина чистой прибыли согласно международным стандартам может быть значительно ниже, чем подсчитанная по российским правилам. К тому же переход на МСФО потребует от организаций дополнительных трудовых и финансовых затрат, а оценить положительные экономические последствия от нововведения на первоначальном этапе весьма проблематично.
Таким образом, юридически безупречно положения МСФО могут найти свое применение на территории России только опосредованно, путем издания на их основе национальных правовых актов в сфере нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Причем именно таким образом находят свое применение положения МСФО в странах Западной Европы, которые совершенно не спешат отказаться от национального правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Е.Л.Белова
К. э. н.,
зав. кафедрой
"Бухгалтерский учет
и финансовый контроль"
Калужского филиала АБиК
Минфина России
Подписано в печать
17.11.2008