4.2 Виды контроля за бюджетами
Существуют несколько видов контроля:
- предварительный;
- текущий;
- последовательный.
4.2.1 Предварительный контроль
является самым важным видом контроля, так как основной его целью является показать эффективность использования ресурсов предприятия при выборе того или иного варианта производства и реализации продукции. Данный вид контроля осуществляется на стадии планирования при анализе представленных альтернатив. В результате проведенного анализа и оценки принимается вариант бюджета, которые наиболее соответствует установленным критериям. Предварительный контроль должен осуществляться на каждой стадии составления основного бюджета предприятия. Каждая смета в отдельности должна пройти предварительный контроль. Например, предварительный контроль сметы трудовых затрат должен подтвердить:
- установленные нормы использования трудовых затрат на производство единицы продукции каждого вида; правильность проведенных расчетов по производству годовых объемов продукции;
- оптимальность установленных ставок почасовой заработной платы с учетом качества производимой продукции, квалификации персонала и т.д.
В целом на стадии предварительного контроля каждая смета подвергается пересмотру и пересчету. Тщательно проведенный предварительный контроль обеспечивает устранение всякого рода ошибок и погрешностей, как случайных, так и умышленных.
4.2.2 Текущий контроль
бюджета осуществляется в ходе его использования путем сопоставления плановых показателей с фактическими учетными данными, в процессе которого выявляются отклонения. Выявленные отклонения подвергаются анализу, выявляются причины их появления. Затем либо эти выявленные причины устраняются, либо производится корректировка бюджета в случае существенности последних.
Текущий контроль может осуществляться двумя способами:
- в режиме «on-lain»- при наличии интегрированной компьютерной информационной системы по управленческому учету;
- с помощью управленческой отчетности.
В первом режиме текущий контроль обеспечивается в соответствии с заданной программой. Все производимые расходы при вводе информации определенным образом кодируются и в автоматическом режиме фиксируются в графах «фактические расходы» определенных бюджетов.
Кроме того, каждая запись сопровождается расчетом экономии или перерасхода на заданный период. Исполнитель, контролирующий исполнение того или иного бюджета, принимающий решения по расходам или доходам, в любой момент времени может видеть реальную картину по всем позициям, необходимым ему для полноценного управления.
Второй способ текущего контроля значительно сложнее, так как в этом случае на предприятии отсутствует компьютерная система управленческого учета. В этом случае на предприятии отсутствует компьютерная система управленческого учета. В этом случае необходимо разработать «внутрифирменную отчетность» и установить сроки ее представления. В основном отчетность формируется за рабочую неделю, 10 дней, 20 дней и месяц. При разработке отчетности очень важно учесть, что бы они четко соответствовали плановым формам, а фактические показатели расходов и доходов были сопоставимы с плановыми заданиями. Таким образом, нельзя формировать отчетные данные о выполнении планового задания в количественном выражении, если они запланированы в стоимостном выражении и наоборот.
4.2.3 Последующий контроль
бюджета осуществляется по завершении бюджетного периода. В отличие от текущего контроля, который иногда называют оперативным, последующий контроль бывает более точным и взвешенным, а значит более глубоким и объективным. Этот вид контроля осуществляется с помощью форм управленческой отчетности, которые содержат данные по плановым и фактическим показателям, а также данные по отклонениям факта от плана. Этот контроль является заключительным этапом бюджетного процесса. Он дает целостную информацию о завершении бюджета, предполагает возможность анализа эффективности использования денежных и материальных средств, оптимальность структуры производимой продукции и позволяет более точно рассчитывать последующие бюджеты.
Осуществление всех трех видов контроля на предприятии обеспечивает целесообразное использование ресурсов и способствует значительному повышению финансовых результатов ( Приложение В, Г).
- Введение
- 1. Понятие бюджетирования
- 1.1 Суть и преимущества бюджетирования
- 1.2 Разработка структуры генерального бюджета предприятия и отдельных бюджетов
- 1.3 Разработка бюджетной политики
- 2. Виды бюджетов
- 2.1 Статистический бюджет
- 2.2 Гибкий бюджет
- 2.3 Операционные бюджеты
- 3. Основные принципы разработки бюджетов предприятия
- 3.1 Организационный аспект составления бюджетов
- 3.2 Технический аспект составления бюджетов
- 3.3 Методологический аспект составления бюджетов
- 4. Контроль за исполнением бюджетов
- 4.1 Общая суть вопроса
- 4.2 Виды контроля за бюджетами
- 5. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования
- 5.1 Методологические ошибки
- 5.2 Организационные ошибки
- Заключение
- Организация и автоматизация бюджетирования на предприятии Организация бюджетирования на предприятии
- Тема 5. Планирование и бюджетирование деятельности предприятия.
- Бюджетирование на предприятии
- 3.4.1 Теоретические аспекты бюджетирования деятельности предприятия
- 3. Бюджетирование деятельности предприятия
- 10. Бюджетирование на предприятии
- 6. Прогнозирование деятельности предприятия по методу бюджетирования
- 40. Бюджетирование в системе планирования деятельности предприятия.