logo search
Visa_OTChET_PO_PRAKTIKE

1. Учет основных средств

Учет основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.98 г. № 33н

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) при принятии активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условии:

а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предлагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организацией экономические выгоды в будущем.

Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки.

Виды стоимости основных средств, подвергающейся отражению в учете:

Первоначальная. Складывается из затрат на приобретение, доставку, монтаж и установку основных средств. Эта стоимость может увеличиться в том случае, если после установки требуются дополнительные затраты.

Остаточная. Разница между первоначальной стоимостью и износом. Износ в данном случае сумма, на которую эти основные средства износились. По остаточной стоимости основные средства отражаются на балансе предприятия.

Восстановительная. Стоимость восстановления средств или приобретения новых. Определяется путем умножения первоначальной стоимости на соответствующий коэффициент, который зависит от срока использования и вида основных средств.

Основные средства, бывшие в употреблении или приобретенные за плату, принимаются на учет в сумме оплаты и расходов за доставку и установку, выявившейся в учете капитальных вложений, с добавлением суммы износа по этим средствам, указанной в документах на оплату.

Здания и сооружения, выстроенные хозяйственным способом, принимают на учет по фактической стоимости строительства (включая стоимость проектно-сметной документации). При строительстве подрядным способом сданные подрядчиками объекты принимают на учет по сметной, договорной стоимости.

Основные средства, внесенные учредителями, а счет их вкладов в уставный капитал предприятия, принимаются на учет в оценке по договоренности сторон.

Оценка основных средств, полученных от других предприятий и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа, производится экспертным путем или по данным документов приемки-передачи.

В системе счетов бухгалтерский учет основных средств ведут на счете 01 "Основные средства". На данном счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации, в запасе, в аренде, доверительном управлении. По счету 01 учет строится в разрезе следующих субсчетов:

01.01 - «Производственные основные средства основной деятельности»

01.09 - «Выбытие основных средств»

Корреспонденция по счету 01 «Основные средства»

Дебет

Кредит

Расшифровка

08

60

поступили основные средства от поставщиков

08

70, 69, 10, 71

собраны затраты на основные средства

01

08

оприходованы основных средств в результате приобретения, изготовления в своем хозяйстве

20, 23, 25,44, 26

02

начислена амортизация по основным средствам

91

01

списана остаточная стоимость основных средств

02

01

списан износ основных средств

01

98.02

оприходованы основные средства, полученные безвозмездно

01

83

отражение изменении первоначальной стоимости при переоценки соответствующих объектов

10

91

при ликвидации основных средств оприходованы запасные части

99

91

отражены убытки от ликвидации основных средств

Ежегодная величина износа основных средств зависит от характера самих средств, интенсивности и условий их эксплуатации и других факторов. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, предприятия могут применять следующие способы начисления амортизации основных средств:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного

использования;

4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислении определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта. Именно этот способ используется на предприятии ООО «ВИСА Инсталл».

Способ уменьшаемого остатка. При этом способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя не их первоначальной стоимости, как при линейном способе, а из остаточной стоимости основного средства на начало соответствующего года. Причем норма амортизации при данном способе может быть увеличена на коэффициент ускорения, устанавливаемый федеральными министерствами и ведомствами в перечнях эффективных видов машин и оборудования для высокотехнологичных отраслей.

В отличие от линейного способа способ уменьшаемого остатка приводит к тому, что годовая сумма амортизации уменьшается с каждым годом использования основного средства, поэтому применение данного способа без коэффициента ускорения нецелесообразно.

В обществе используется линейный способ

Для ведения учета операций по начислению амортизации (износа) применяется счет 02 «Износ основных средств», к которому могут быть открыты субсчета:

02.01 - «Износ собственных основных средств»,

02.02 - «Амортизация имущества»

Корреспонденция по счету 02 «Износ основных средств»

Дебет

Кредит

Расшифровка

20, 23, 25, 26, 44

02

начислена амортизация по основным средствам

02

01

при выбытии основных средств производится списание амортизации

На протяжении длительного периода использования, основные средства поступают в организацию и передаются в эксплуатацию, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, в результате которого восстанавливаются их физические качества, перемещаются внутри организации, выбывают из нее, вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования реализуются, передаются безвозмездно и т.п.

Основные средства ООО «ВИСА Инсталл» разнообразны по составу и назначению. С целью систематизации и учета необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства продукции, работ, услуг. Типовая классификация основных средств РФ по их видам установлена Госкомстатом РФ.

В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятель­ности основные средства подразделяются на промышленно-производствен­ные, другие производственные, непроизводственные и жилищные.

Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.

Первоначальная стоимость складывается к моменту вступления объекта в эксплуатацию. По первоначальной стоимости объект учитывается в течении периода нахождения в организации в составе основных средств на синтетическом счете 01 «Основные средства».

Восстановительную стоимость объекты основных средств получают в момент их переоценки, объявленной решением Правительства РФ. В результате переоценки, объявленной Правительством РФ , первоначальная стоимость заменяется восстановительной с отражением на счете 01 «Основные средства».

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью объекта и суммой начисленного износа по нему. Таким образом, рассчитывается показатель статьи актива баланса «Основные средства».

Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств, каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

Обособленные элементы по сложным инвентарным объектам, т. е. вклю­чающим те или иные приспособления, которые составляют вместе с ним одно целое, как правило, обозначаются тем же номером, что и на основном объекте.

Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учет­ной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в дей­ствие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное по­ступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая ру­ководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют оди­наковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска за­водом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, при­своенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию. К акту прилагают техническую документацию, от­носящуюся к данному объекту.

Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник отдела, уполномоченный на приемку основных средств, и представитель отдела, производящего реконструкцию и модернизацию, и сдают его в бухгалтерию, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, то акт составляют в двух экземплярах.

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспорт­ных, оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4). В актах о ликвидации основных средств указывают техническое со­стояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных, результат от ликвидации.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются ин­вентарные карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Оборотная сторона ин­вентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характери­стики. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, место­нахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Впо­следствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ре­монта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.

В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основ­ных средств (ф. № ОС-11). Записи в книге производят по классификационным группам (видам) основных средств и по местам их нахождения.

Инвентарные карточки (книги) заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), которые передают за­тем под расписку в соответствующий отдел организации.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежа­щих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих сче­тах:

01 - «Основные средства» (активный);

02 - «Амортизация основных средств» (пассивный).

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Основные средства, приобретенные за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражают по дебету счета 01 «Ос­новные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисле­ния амортизации, если иное не установлено Положением.

Амортизация объектов основных средств производится линейным способом начисления амортизации.

Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или не установлении в централизо­ванном порядке производится исходя из: а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожи­даемой производительностью или мощностью применения; б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, и т.д.

В течение срока полезного использования объекта основных средств на­числение амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, и основных средств, переведенных по решению руководителя ор­ганизации на консервацию на срок более 3 месяцев.

По объектам основных средств, полученных по договору дарения и без­возмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам амортизация не начисляется.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ос­новных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого спо­соба начисления в размере 1/12 от годовой суммы.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бух­галтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объ­екта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекраще­нием права собственности или иного вещного права.

Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следую­щего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

При решении вопроса о введении ускоренной амортизации следует иметь в виду, что начисленная сумма износа влияет на величину себестоимости про­дукции, на прибыль и на сумму льгот по налогу на прибыль по капитальным вложениям.

Расчет сумм амортизации организации производят ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы. К сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.

Для учета основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация ос­новных средств». К этому счету могут быть открыты два субсчета: 02-1 «Амортизация собственных основных средств»;

02-02 «Амортизация имущества».

Начисленную сумму по собственным и долгосрочно арендуемым основ­ным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов из­держек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомога­тельные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяй­ственные расходы» и других счетов) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 «Амортизация основных средств».

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по ви­дам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Накопление и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражается. В составе выручки от реализации продукции (работ, ус­луг) амортизационные отчисления зачисляют на расчетный счет ООО «ВИСА Инсталл»» и списывают с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капи­тальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществ­ляться хозяйственным способом, т. е. силами самой организации, или подряд­ным способом (силами сторонних организаций).

В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведо­мость дефектов. В ней указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в по­статейном разрезе.

Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продукции того периода в котором они возникли могут относить прямо на счета издержек производства и обращения (счет 20 «Основные производства» и др.) с Фактические расходы, связанные с прове­дением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 «Ма­териалы, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.). На счетах издер­жек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут от­ражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, рас­ходы на оплату труда и др.).

Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плано­вой сметы затрат на все виды ремонта. Отчисления в ремонтный фонд оформляются следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (и других счетов производственных затрат) - Кредит счета 82 «Резервный капитал».

При образовании ремонтного фонда операции по учету ремонта основ­ных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как пра­вило, предварительно на активном синтетическом счете 23 «Вспомогатель­ные производства». По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списы­вают за счет ремонтного фонда. Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье «Незавершенное произ­водство».

Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответст­вующих материальных счетов (10 и 01) и кредиту счета 23 «Вспомогатель­ные производства».

Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). При поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

Ремонт и содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет чистой прибыли организации или фондов специального назначения (счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)).

Фактические расходы по ремонту указанных объектов списывают в дебет счета 84 с кредита материальных денежных и расчетных счетов ( 10,70,69, 60,76 и др.)

Учет амортизации основных средств ведется за каждый месяц в книгах аналитического учета основных средств и журнале-ордере №13 по счетам 01 и 02.