Создание и эксплуатация аис бу Подходы к созданию и внедрению аис бу
Создание АИС БУ требует приобретения, установки, наладки и обеспечения нормального функционирования:
технические средств;
системного и вспомогательного программного обеспечения;
специализированного ПО.
Помимо этого уже на этапе внедрения должны быть выработаны регламенты работы сотрудников бухгалтерии с компьютерной системой.
Между перечисленными компонентами существует значительная взаимозависимость, которую следует учитывать при создании и последующем развитии АИС БУ. В общем случае состав перечисленных компонент зависит от:
целей и задач создаваемой системы обработки данных;
предполагаемого числа ее пользователей;
предполагаемой технологии организации многопользовательской работы (см. Приложение 1);
наличного парка средств вычислительной техники, периферийных устройств и имеющейся сетевой инфраструктуры;
состава уже используемого системного и вспомогательного ПО;
предполагаемого объема затрат на создание АИС БУ.
АИС БУ может создаваться как:
1. система автоматизации решения отдельных задач бухгалтерского учета;
2. система комплексной автоматизации бухгалтерского учета;
3. составная часть интегрированной системы автоматизации управления предприятием.
В первом случае на рабочие места устанавливаются компьютеры и разрозненные программы, обеспечивающие решение отдельных задач учета. Сроки и затраты на создание такой компьютерной системы минимальны. Часто даже не нужно связывать компьютеры в единую вычислительную сеть. Поэтому минимальны требования к оборудованию и программам: достаточно лишь, чтобы последние обеспечивали необходимую функциональность. Однако при несистемном подходе к внедрению отдельных компонент АИС БУ при их эксплуатации может возникать ряд проблем по взаимоувязке учетных данных. Прежде всего, они связаны с возможными рассогласованиями при ведении общих справочников, поскольку один и тот же объект учета на разных рабочих местах может кодироваться по разному. Вследствие этого при объединении данных программа будет рассматривать один и тот же объект как два разных. Часто такие ошибки очень трудно обнаружить и исправить.
При создании комплексной системы автоматизации бухгалтерского учета, помимо необходимости устанавливать компьютеры и программное обеспечение на рабочие места всех или большей части сотрудников, необходима выработка регламентов коллективной работы бухгалтерии. Эти документы должны определять порядок работы с общими данными, правила и сроки выполнения регламентных работ, операций объединения данных и т.д. Регламентирование сроков, условий и порядка выполнения отдельных операций нужны потому, что некоторые действия можно выполнять только в определенной последовательности. Например, нельзя выполнять операции формирования проводок по списанию себестоимости материалов на производство, если не введены или не обработаны должным образом все документы по приходу материальных ценностей, списание которых производится, поскольку себестоимость определяется по данным прихода. До ввода всех проводок по начислению общепроизводственных расходов нельзя выполнять их распределение по объектам аналитического учета счета основного производства и т.д. Перечень регламентных работ может быть очень велик, а его конкретное содержание в значительной степени зависит от используемых программных средств и порядка разделения служебных функций между сотрудниками бухгалтерии.
При создании АИС БУ как составной части интегрированной системы автоматизации управления предприятием требуется выработка еще большего числа регламентов, в особенности, по выполнению работ обмена данными с подразделениями, решающими задачи оперативно-технического учета, планирования, анализа и т.д. При этом чем крупнее предприятие, чем больше его сотрудников занято в системе управления, тем сложнее задача составления регламентов, обеспечивающих их согласованную работу.
Значение регламентов работы с компьютерной системой очень велико. При этом, помимо чисто содержательных аспектов работы в них должен быть предусмотрен порядок выполнения специфических операций, предусматриваемых технологией использования конкретных программных средств. Для многопользовательских АИС БУ, которые по тем или иным причинам не используют общего информационного поля, очень важна выработка регламентов обмена данными и правил их кодирования на различных рабочих местах. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы согласованно вести общие справочники. Например, для того, чтобы разным объектам учета разные сотрудники не присвоили один и тот же код, каждому из них выделяют диапазон значений кодов, которые они могут использовать. Для того, чтобы избежать присвоения разных кодов одним и тем же объектам, заносимым в справочник, отдельные копии которого ведутся на различных рабочих местах, в регламенте оговариваются определенные правила присвоения кодов новым элементам справочников, определяется порядок и периодичность выполнения процедур информационного обмена между рабочими местами и т.д.
При создании АИС БУ, использующей единое информационное поле, многие из рассмотренных выше проблем согласования данных автоматически пропадают. Однако создание единого информационного поля не всегда технически возможно. Это бывает, например, тогда, когда бухгалтерия использует данные, вводимые удаленными подразделениями, информационный обмен с которыми в реальном масштабе времени не может быть налажен.
Следует иметь ввиду и то, что единая информационная среда, которая формируется при внедрении комплексной автоматизированной системы, отнюдь не всегда желательна. Это связано с тем, что цели и задачи бухгалтерского и оперативного учета существенным образом различаются, а менеджеры и бухгалтерия часто интерпретируют одну и ту же хозяйственную операцию по-разному. Например, взаимоотношения с одним и тем же покупателем бухгалтерия может отражать на разных счетах, но в целом, без особой детализации, а менеджеру нужно знать состояние взаиморасчетов по каждому договору, контракту. Поэтому, если бухгалтерия выполняет исключительно функции финансового учета и составления регламентированной отчетности, то ей нередко бывает целесообразно работать с автономным программным обеспечением и вести автономные информационные массивы.
В идеале компьютерная система предприятия должна быть комплексной и охватывать все функции управления. Однако внедрение системы комплексной автоматизации управления - весьма длительный и достаточно дорогостоящий процесс. Кроме того, внедрение систем комплексной автоматизации управления "с нуля", когда отдельные подразделения не имеют достаточного опыта работы со средствами вычислительной техники и специализированным программным обеспечением, не всегда бывает гарантированно успешным. Это связано с тем, что применение комплексных систем, пронизывающих все функции управления, часто требует очень существенной перестройки привычной технологии функционирования бизнеса. А к этому сразу готовы отнюдь не все предприятия.
Важно отметить и то, что во многих малых предприятиях не всегда требуется автоматизировать все, без исключения, управленческие функции. В то же время, финансовый учет и составление внешней отчетности, представляемой государственным органам, учредителям, кредиторам, инвесторам - везде достаточно сложны и потому создание АИС БУ необходимо практически всем, даже относительно небольшим предприятиям.
Практика показывает, что внедрение компьютерных систем обычно осуществляется поэтапно. Сначала автоматизируется решение отдельных, наиболее сложных задач бухгалтерского и оперативного учета. Далее, автоматизация начинает охватывать учет в целом. И, наконец, после накопления необходимого опыта работы с различными программами, производится их интеграция в комплексную систему, увязывающую воедино все или основные функции бухгалтерского и оперативного учета, планирования и анализа хозяйственной деятельности.
Но даже поэтапную автоматизацию нужно осуществлять системно. Типичной ошибкой при внедрении АИС БУ в начале-середине 90х гг. было бессистемное внедрение разрозненных, несвязанных друг с другом программ. В последующем многие предприятия вынуждены были отказываться от ранее приобретенного или самостоятельно созданного программного обеспечения и переходить к поэтапному внедрению комплексных программных средств, потенциально способных охватить все функции учета. Поэтому, даже при создании АИС БУ как системы автоматизации решения отдельных задач бухгалтерского учета, следует заранее выбирать такое программное обеспечение, возможности которого в последующем можно наращивать либо приобретая новые модули, либо используя все больший и больший набор функций.
Например, создавая АИС БУ на основе программы "1С:Бухгалтерия 7.7" не обязательно пытаться сразу использовать все ее возможности. Освоение ее функций можно начать с ручного ввода проводок и получения основных выходных форм, представляющих бухгалтерские итоги. Параллельно с этим "низовые" участки учета можно вести вручную. По мере накопления опыта и наполнения справочников можно перейти к применению встроенных в типовую конфигурацию программы документов, что позволит автоматически составлять соответствующие им проводки.
При внедрении многомодульных программных комплексов можно начать с приобретения и освоения возможностей одного-двух модулей, а потом докупать их по мере необходимости. Например, программный комплекс "Галактика" содержит около 40 модулей, предназначенных для решения задач бухгалтерского, оперативного и кадрового учета, планирования, анализа, технико-экономической подготовки производства, управления финансами, снабжением, сбытом, маркетингом и т.д. Понятно, что внедрение всех их сразу не только нецелесообразно, но и просто невозможно. Поэтому внедрение системы "Галактика" обычно начинается с нескольких модулей, предназначенных для решения наиболее важных и сложных для данной организации задач и далее производится постепенное развитие автоматизированной системы управления предприятием за счет ее дополнения новыми модулями.
При поэтапном развитии АИС БУ во внимание должны приниматься уже имеющийся парк вычислительной техники, периферийных устройств, сетевая инфраструктура предприятия.
Часто для внедрения новых версий программного обеспечения, новых модулей или просто для повышения производительности АИС БУ требуется модернизация или вообще полная замена имеющихся компьютеров. Это достаточно дорогостоящее мероприятие, которое может занять продолжительное время, поскольку старые компьютеры надо демонтировать, установить новые, загрузить в них и должным образом настроить необходимое программное обеспечение. В этой связи следует иметь ввиду альтернативное решение, когда вместо радикального обновления всех компьютеров рабочих мест приобретается только один мощный сетевой сервер и развертывается специальное системное программное обеспечение, позволяющее перенести на него все функции по решению задач, оставляя за компьютерами рабочих мест роль простого терминала (см. Приложение 1). Такого рода систему можно развернуть быстрее и модификация аппаратного обеспечения в этом случае часто требует меньших затрат. Немаловажно и то, что использование централизованной технологии обработки данных в определенном смысле упрощает администрирование системы. Однако такое решение возможно не всегда.
Эффективное многопользовательское применение многих пакетов программ требует высокопроизводительного сетевого оборудования. Поэтому вопрос о возможности перехода к использованию такого рода систем автоматизации часто упирается в необходимость радикального изменения сетевой инфраструктуры предприятия, что тоже не всегда возможно.
Так, например, нередки случаи, когда радикально изменить сетевую инфраструктуру предприятия чрезвычайно затруднительно, потому что для прокладки нового сетевого кабеля нужно вскрывать полы и перекрытия основных производственных помещений, что требует полной или частичной остановки основных технологических процессов. В подобного рода случаях многие из ныне существующих программных средств использовать нельзя, а единственным выходом является применение централизованной технологии обработки данных, при которой нагрузка на сетевую инфраструктуру минимальна.
Важным фактором, влияющим на создание и развитие АИС БУ, является состав используемого системного и вспомогательного программного обеспечения. Как уже указывалось ранее, даже несмотря на то, что в подавляющем числе организаций в качестве клиентских операционных систем (ОС) используются те или иные разновидности Windows, иногда приходится сталкиваться с желанием использовать в АИС БУ программы для DOS, поскольку в этом случае не нужно обновлять большое число компьютеров для их соответствия требованиям программ, использующих Windows. При внедрении и развитии системы компьютерного учета имеет значение и то, под управлением каких сетевых операционных систем могут функционировать внедряемые программы. Большинство разработок могут использоваться совместно с Novell Netware, серверными модификациями Windows. В последнее время многие организации проявляют все больший интерес к применению в качестве сетевой операционной системы той или иной разновидности ОС Linux. При этом, в качестве клиентских ОС на рабочих местах могут использоваться привычные всем DOS или Windows. Однако отнюдь не все программные продукты, используемые для автоматизации бухгалтерии могут функционировать под ее управлением. В целом же, выбор системного программного обеспечения – прерогатива IT-подразделения фирмы.
При выборе специализированного ПО АИС БУ имеет значение также и то, на основе какой СУБД оно базируется. Дело в том, что на многих крупных предприятиях для решения различных задач обычно уже используется та или иная разновидность мощных промышленных СУБД, которую желательно использовать и при создании АИС БУ.
Из сказанного следует, создание АИС БУ требует взаимосвязанного решения всей совокупности вопросов системной интеграции информационной системы, включая выбор специализированного программного обеспечения, технических средств, системного программного обеспечения и СУБД. При этом центральным вопросом является проблема выбора специализированного программного обеспечения, которое будет использоваться для решения задач бухгалтерского учета.
В этой связи перед руководством предприятия и бухгалтерией встает вопрос: что лучше приобрести готовые тиражируемые программные средства или создавать оригинальную систему с привлечением специализированных фирм-разработчиков или собственными силами? Плюсы и минусы имеются и у первого и у второго подхода. Все зависит от целей автоматизации информационного процесса, а также реальной оценки собственных финансовых и профессиональных возможностей. Уникальные разработки дороги, а сопровождение такой системы делает ее еще дороже. Создание системы собственными силами опасно тем, что разработчики часто ориентируются на требования руководства в ущерб качеству проектируемой системы, а неправильно выбранная стратегия автоматизации, профессиональный уровень разработчиков, увольнение одного из ведущих разработчиков и вовсе может поставить под угрозу реализацию всего проекта и приведет к потере времени и денежных средств. Поэтому приобретение тиражируемой системы солидной и надежной фирмы-разработчика и доведение ее до требований конкретного предприятия обычно является более предпочтительным вариантом.
- Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета
- Введение
- Компьютерная форма бухгалтерского учета
- Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета Автоматизированная информационная система бухгалтерского учета в управлении экономическим объектом.
- Структура учетной информации
- Информационный процесс бухгалтерского учета и информационные технологии
- Обеспечивающие компоненты аис-бу
- Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- Концептуальная модель обработки данных в аис-бу
- Создание и эксплуатация аис бу Подходы к созданию и внедрению аис бу
- Критерии выбора по аис бу
- Адаптация тиражных программ при создании аис бу
- Ввод аис бу в эксплуатацию
- Эксплуатация и сопровождение автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета
- Приложения. Приложение 1. Способы организации многопользовательской работы в аис бу
- Приложение 2. Особенности представления и работы с выходной информацией в аис бу
- Приложение 3. Автоматизация процедур составления консолидированной отчетности
- Приложение 4. Система первичных документов аис-бу