Порядок написания работы
Курсовая работа по дисциплине «Архивоведение» – это самостоятельное исследование, которое имеет по преимуществу реферативный характер, т.е. ориентировано не столько на получение каких-либо новых научных результатов, сколько на изучение и описание уже имеющихся данных по конкретной, достаточно узкой проблеме. Задачи, которые здесь преследуются, имеют по преимуществу практический характер.
При выполнении курсовой работы студенты должны усвоить следующие основные учебные и научно-исследовательские умения:
находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные для работы идеи и фиксировать их – конспектировать или реферировать);
сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор самой подходящей для себя точки зрения (наилучшим образом объясняющей явления, которые исследуются);
письменно излагать идеи, содержащиеся в произведении и публикациях;
осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся публикации, составлять библиографию.
Таким образом, курсовая работа сводится к анализу литературы по выбранной частной проблеме и комментированию уже разработанных положений по этой проблеме с привлечением собственных иллюстративных примеров. Положения, развиваемые в работе, должны быть убедительными и доказательными.
Тема курсовой работы может быть выбрана студентом из примерной тематики, разработанной преподавателем колледжа, либо предложена самим студентом с учетом его научных и практических интересов, и отраслевой направленности Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский лицей».
Курсовая работа студента по выбранной теме включает следующие этапы:
− составление библиографии;
− определение круга опубликованных и архивных источников;
− выделение основных вопросов, составляющих тему;
− составление рабочего плана и структуры работы;
− систематизация и аналитическая обработка собранного материала;
− обобщение полученных результатов;
− оформление и защита работы.
Для составления библиографии по теме научной работы можно использовать имеющиеся в библиотеках систематические каталоги, в которых названия работ расположены по отраслям знаний; алфавитные каталоги, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов; различные библиографические справочные издания; указатели по отдельным темам; сноски в монографиях, энциклопедиях и т.д.
При изучении литературы в большинстве случаев рекомендуется начинать знакомство с работ более общего характера, а затем переходить к работам, освещающим какие-либо частные проблемы. Хотя возможно исключение из этого правила.
Введение должно включать в себя обязательные составляющие части, расположенные в следующей последовательности:
1. Обоснование актуальности, и значимости выбранной темы.
2. Анализ научной литературы (историография проблемы) — степень изученности темы отечественными и зарубежными исследователями, разработанные и нерешенные проблемы; при этом не подменять историографический анализ простым перечислением работ.
3. Определение цели, задач работы. Цель, как правило, совпадает с наименованием темы.
4. Обоснование хронологических и территориальных рамок работы.
5. Характеристика источников, привлеченных для раскрытия темы.
Здесь должна быть соблюдена следующая последовательность: законодательные, нормативные, директивные акты, статистические данные, справочники, периодическая печать, мемуары, воспоминания, дневники, переписка; архивные источники с указанием архивов, фондов и видовой принадлежности документов. При обзоре источников и литературы надо определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, показать степень ее проработки и выявить (обозначить) недостаточно изученные вопросы. В работе теоретического характера обзор источников и литературы может быть выделен в самостоятельный раздел.
6. Обоснование структуры работы.
В основной части работы решаются задачи, поставленные во введении. Структура основной части может быть различной: две-три-четыре главы без разделов или две-три главы с разделами (например: 2.1; 2.2; 3.1; 3.2 и т. д.)
Главы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Принципы подразделения на главы могут быть: хронологический, проблемно-тематический, комбинированный. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки разделов – название глав. В конце глав и разделов делаются выводы по изложенному материалу. Каждая глава начинается с новой страницы работы. Раздел начинается на той же странице, где закончился предшествующий текст.
Заключение, которое является самостоятельной частью работы, не должно содержать пересказ содержания исследования или повтор выводов, которые были сделаны в главах. Здесь подводятся авторские итоги теоретической и практической разработки темы, отражается решение задач, заявленных во введении, даются обобщающие выводы по исследуемой теме. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов, а выводы должны логически вытекать из основного текста работы.
Приложения могут быть выполнены в виде таблиц, рисунков, графиков, карт, ксерокопий документов и т.д. В приложении надо указать ,на основе каких источников оно составлено. Но данный раздел работы не является обязательным.
В работу может быть включен список сокращений, в котором должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения – наименования учреждений и структурных подразделений, понятий, аббревиатуры и т.д.
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа – «я считаю», «по моему мнению», «я установил». Такие утверждения лучше выражать в безличной форме – «анализ материала свидетельствует о том, что…», «можно сделать вывод…», «документы позволяют предположить…» и т.д.
2. При упоминании фамилий в тексте, инициалы ставятся перед фамилией (В.Н. Автократов). Если инициалы не удалось установить – это оговаривается в подстрочном примечании. Цитаты из литературы и источников, цифры, даты, имена, выводы и утверждения, заимствованные из опубликованных научных исследований, должны сопровождаться ссылочным данными.
3. Ссылочные данные на литературу и источники оформляются в виде подстрочных библиографических ссылок на каждой странице. Ссылки нумеруются постранично.
4. Обязательно подтверждаются все факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте научной работы, заимствованные из источников и литературы. Библиографические ссылки на несколько работ, нормативных документов и др., приведенные в одном подстрочном примечании, отделяются друг от друга точкой.
- Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» методические указания
- 1. Список источников 23
- 2. Рекомендуемая литература (основная) 26
- 3. Рекомендуемая литература (дополнительная) 32 введение
- Порядок написания работы
- Порядок составления и оформления списка использованных источников и литературы
- Темы курсовых работ и краткое содержание
- Тема 1. Архивное дело в дореволюционной России (XI – начало хх вв.)
- Тема 2. Архивное дело в 1917 – 1991 гг.
- Тема 3. Организация архивного дела на современном этапе (1991–2000-е гг.)
- Тема 4. Взаимоотношения органов управления архивным делом и госархивов с архивами организаций
- Тема 5. Архивное законодательство Российской федерации в 1990-е гг.
- Тема 6. Архивное законодательство рф в 2000-х гг.
- Тема 7. Организация документов Архивного фонда Российской Федерации
- Тема 8. Организации документов в пределах архивов
- Тема 9. Организация документов в пределах архивных фондов
- Тема 10 Описание архивных документов
- Тема 11. Теоретические и правовые основы комплектования
- Тема 12. Организация комплектования Архивного фонда Российской Федерации
- Тема 13. Теоретические основы экспертизы ценности документов
- Тема 14. Организация проведения экспертизы ценности документов
- Тема 15. Нормативно-методические и правовые основы учета архивных документов
- Тема 16. Система учета архивных документов
- Тема 17. Обеспечение сохранности архивных документов
- Тема 18. Проблемы хранения архивных документов на современном этапе
- Тема 19. Система научно-справочного аппарата к архивным документам
- Тема 20. Проблемы использование архивных документов на современном этапе
- Список литературы
- 1. Список источников
- Рекомендуемая литература (основная)
- Рекомендуемая литература (дополнительная)