logo search
728973_BA653_shpory_po_ved

27. Аудит экспортных операций

Результаты внешнеторговой деятельности российских организаций отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, анализ которой в дальнейшем проводиться различными пользователями этой отчетности.

Достоверность рассматриваемой отчетности особенно важна для внешних потребителей. Иностранные партнеры, заключающие договоры с российскими организациями, хотят быть уверены в том, что все виды товаров, получаемые из России, поступят к ним своевременно и в объемах, предусмотренных в контрактах. Для этого анализируются и прогнозируются возможности организаций на основе предоставляемой бухгалтерской отчетности. Общепризнанным является тот факт, что большего доверия заслуживает отчетная информация, подтвержденная независимым аудитором.

Исходя из вышесказанного, основная цель аудита экспортных операций - это установление соответствия экспортных операций нормам действующего законодательства, целесообразности их совершения, а также полноты и достоверности отражения данных операций в учете организации.

Формирование аудитором мнения о достоверности экспортных операций и их законности должно основываться на сравнении фактического состояния учета и отчетности с нормами действующего законодательства и принципами бухгалтерского учета при отражении операций по экспорту материальных и ценностей.

Цель аудита экспортных операций —- это выражение независимого мнения о достоверности учета экспортных операций во всех существенных аспектах, о соответствии их нормам действующего законодательства, о надежности и эффективности системы внутреннего контроля предприятия. Исходя из этих целей формируются задачи.

Выражение независимого мнения:

1. О правовом аспекте экспортных операции, соответствие их действующему законодательству РФ.

2. О достоверности и надежности системы учета и отчетности

а) формирование полной и достоверной информации

б) единообразие ведения учета, соблюдение принципа сопоставимости

в) своевременная регистрация операции на счетах бухучета

3. Об эффективности системы внутреннего контроля, т.е. оценка надежности системы, ее гибкости и действенности в отношении контроля за экспортными операциями.

Программа проверки экспортных операций включает следующие направления:

1. Оценка системы внутреннего контроля за проведением экспортных операций на предприятии.

2. Проверка наличия и правильности оформления экспортных контрактов.

3. Оценка соблюдения норм действующего законодательства при совершении внешнеторговой сделки.

4. Проверка достоверности и полноты отражения экспортных операций в балансе организации:

5. Оценка правильности формирования фактической себестоимости экспортных материальных ценностей.

6. Проверка полноты и обоснованности включения затрат в фактическую себестоимость экспортных материальных ценностей.

7. Контроль за правильностью исчисления курсовых разниц и отражения их в бухгалтерском учете.

8. Проверка законности исполнения или неисполнения экспортером функций налогового агента.

9. Оценка применимости допущения принципа непрерывности деятельности предприятия (оценка эффективности экспортных операций).

Особое внимание аудитор обращает на операции связанные с поступлением валютной экспортной выручки. Для этого он изучает паспорта экспортной сделки (далее — ПЭС). Они составляются в двух экземплярах на основании контракта на экспорт товара. ПЭС — это базовый документ валютного контроля, оформленный экспортером в банке и содержащий сведения о сделке, изложенные в стандартизированной форме.

На основе обобщения практики аудита экспортных операций предлагается перечень нарушений, наиболее часто допускаемых, которые должны учитываться в процессе аудита как факторы, искажающие отчетность. К такого рода нарушениям относятся:

  1. недекларирование или недостоверное декларирование экспортных материальных ценностей;

  2. обманное использование (подлог) документов или средств идентификации экспортером при вывозе экспортных материальных ценностей;

  3. вывоз экспортером материальных ценностей через таможенную границу Российской Федерации без прохождения таможенного контроля;

  4. неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение (т.е. на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие наличие льгот);

  5. неуплата таможенных платежей в установленные сроки;

  6. некорректная корреспонденция счетов и др.