logo search
МИЭП-2

2.7.Анализ прибыли предприятия.

Основные задачи анализа:

Прибыль предприятия формируется следующими слагаемыми:

На величину прибыли от реализации продукции влияют: объем реализации, структура продукции, цена реализации и себестоимость продукции. Факторами цены реализации являются: качество товарной продукции, рынки ее сбыта, динамика цен, инфляционные процессы.

Прибыль от прочей реализации содержит прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, от реализации продукции подсобных хозяйств, прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов.

Внереализационные финансовые результаты включают в себя: прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи в аренду основных средств и земли, доходы по акциям, облигациям, депозитам, сальдо пеней и штрафов, а также убытки от списания дебиторской задолженности, от стихийных бедствий и др.

Анализ прибыли предприятия может быть выполнен различными методами. Их классификация приведена на схеме (рис.4.5.).

Методы анализа

Факторный CVPПредельный

На основе На основе На основе Графический Аналитический

оптовых полной показателя

цен себестои- рентабель-

мости ности

продукции

Однопродуктовая Многопродуктовая Анализ

модель модель чувствительнос-

ти точки крити-

ческого объема

производства

На основе

маржинального

дохода

Рис. 4.5. Классификация методов анализа прибыли.

При факторном анализе динамики прибыли в качестве последних выступают: объем продукции, структура продукции, производственная себестоимость товарной продукции, внепроизводственные расходы и оптовые цены. Различия в методе факторного анализа (на основе оптовых цен, полной себестоимости и рентабельности продукции) касаются лишь факторов: объем продукции и структура продукции.

Покажем ход анализа динамики прибыли на основе полной себестоимости продукции. Для его проведения необходимы следующие исходные данные:

Все эти данные должны быть на плановом уровне (пл), по плановым нормам на фактическую реализацию продукции (пф)и фактическими(ф).

Оценим воздействие объема продукции:

.

Оценим воздействие структуры продукции:

.

Оценим воздействие производственной себестоимости:

.

Оценим воздействие внепроизводственных расходов:

.

Оценим воздействие оптовой цены:

.

Общее влияние всех факторов на динамику прибыли определится как сумма их влияний.

Перейдем к примеру. Исходные данные в табл. 4.17. Таблица 4.17.

Исходные данные для анализа прибыли

(тыс. руб)

Показатели

Обозначение

План

Плановые затраты на фактическую реализацию

Фактически

Производственная себестоимость

ПС

160360

145121

143972

Внепроизводственные расходы

ВПР

132

177

177

Полная себестоимость

ПОС

160492

145298

144149

Выручка от реализации

ВР

179184

164151

164229

Прибыль

ПР

18692

18853

20080

Рентабельность, %

РЕ

11,65

13,00

13,93

Перейдем к анализу воздействия факторов.

Фактор прибыли: (145298 – 160492) х 0, 1165 = - 1770,1 (тыс. руб.)

Фактор структуры продукции: 18853 – 145298 : 160492 х 18692 = 1930,6 (тыс. руб.)

Фактор производственной себестоимости: 145121 – 143972 = 1149,0 (тыс. руб.)

Фактор внепроизводственных расходов: 177 – 177 = 0 (тыс. руб.)

Фактор оптовой цены : 164229 – 164151 = 78,0 (тыс. руб.)

Проверка: - 1770,1 + 1930,6 + 1149,0 + 0 + 78 = 20080 – 18692 = 1388

Анализ прибыли на основе маржинального дохода (система директ-костинг) базируется на раздельном учете постоянных и переменных затрат по видам изделий. Маржинальный доход представляет собой итог суммирования прибыли и постоянных расходов.

Метод анализа прибыли CVP- маржинальный анализ - связан с нахождением точки критического объема производства (С), ниже которого предприятие терпит убытки, а производство выше его приносит прибыль. Метод имеет графическое и аналитическое представление. Графическое определение точки С показано на рис.4.6.

Себестоимость

и доход

А¢

Чистый доход Прибыль

24 предприятия

Налоги и платежи

20 В¢

Прочие Пере-

16 Заработная мен- Полная

плата ные

12

С рас- себестои-

8 Материалы хо- мость

В ды продук-

4 ции

Постоянные расходы

А 37 % 100 %

Рис.4.6. Графическое определение точки критического объема производства (С).

АА¢- объем реализации;

ВВ¢- полная себестоимость продукции.

Аналитическое нахождение точки критического объема однопродуктового производства базируется на модели:

,

где: SAL- объем продаж (или производства продукции);VAR- сумма переменных расходов;CNST- сумма постоянных расходов;PR- сумма прибыли (или чистого дохода).

Заменяя первые два члена данной зависимости, получим:

Отсюда можно установить предельную величину физического объема продукции (критический объем), которая соответствует равенству поступлений от продаж и понесенных переменных и постоянных затрат:

,

где: q- критический объем производства продукции;p- цена единицы продукции;v - удельные переменные издержки;p-v - относительный маржинальный доход (удельная валовая прибыль); v¢- относительный уровень удельных переменных издержек.

При многономенклатурном производстве критический объем продукции определяется из выражения:

, где: К- коэффициент пересчета количеств продукции различных видов к количеству продукции данного вида, принятого за базу.

Обратимся к числовому промеру ( см. табл.4.18. )

Таблица 4.18.

Расчет прибыли предприятия

Показатель

Вариант расчета

Вид продукции

Сумма

1

2

Количество единиц

Пл.

4000

12000

16000

Реализованной продукции

Ф.

6000

10000

16000

Цена ед. прод. (руб.)

Пл.

10

5

-

Удел. перем. затраты

Пл.

3

4

-

Сумма постоянных

Пл.

-

-

30000

Расходов (руб.)

Ф

-

-

30000

Объем

Пл.

40000

60000

100000

Продаж (руб.)

Ф

60000

50000

110000

Сумма

Пл.

-

-

10000

Прибыли (руб)

Ф

-

-

22092

Коэффициент соответствия

Пл.

1,0

3,0

-

Ф.

1,0

1,6(6)

-

Произведем необходимые расчеты по плановому варианту.

Значение точки равновесия для продукции первого вида составит

30000 : [(10 –3) + 3 х (5-4) ] = 3000 (ед.)

Точка равновесия для продукции второго вида: 3000 ед. х 3 = 9000 ед.

Оба вида продукции: 3000 + 9000 = 12000 ед.

Следовательно, 160000 - 12000 = 4000 ед. продукции обеспечивают предприятию доход.

Изделие 1: 1000 х (10– 3) = 7000 (руб.)

Изделие 2: 3000 х ( 5 –4) = 3000 (руб.).

Общая сумма прибыли по плановому варианту составит, таким образом, 10000 руб.

Расчет по фактическому варианту аналогичен.

Анализ чувствительности точки критического объема производства выполняют в зависимости от изменений цены единицы продукции, удельных переменных затрат и постоянных затрат на производство.

В формализованном виде маржинальный доход (Д) можно представить двумя основными формулами:

,

,

где: П- прибыль;С- постоянные расходы;В- выручка от продаж;Н - переменные расходы.

Для анализа влияния на динамику прибыли отдельных факторов проведем следующие преобразования ( Г.В. Савицкая):

.

Определим далее удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (Ду):

.

Отсюда:

.

Теперь можно записать

.

Зная объем продаж в натуральном выражении, маржинальный доход можно представить следующим образом:

,

где: К- объем продаж в натуральном выражении; Дс- ставка маржинального дохода на единицу продукции.

Теперь можно записать так:

.

Далее можно перейти непосредственно к анализу влияния факторов:

Маржинальный анализ находит, помимо прочего, находит свое применение в решении ряда управленческих задач, например, о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции. Необходимость такого решения может возникнуть при спаде производства, если заказчики по той или иной причине отказываются от продукции, заказанной ими ранее.

Расчетам подлежат следующие параметры по принимаемому к производству и сокращаемому в производстве изделиям: цена, переменные издержки, маржинальный доход, объем производства, сумма маржинального дохода на весь выпуск.

Предельный анализ прибыли.

Он описан А. Шереметом, Р. Сейфулиным и Н. Негашевым. Основывается на положении, что в любых рыночных моделях действует правило: фирма получает максимальный доход или терпит минимальные убытки, производя объем продукции, при котором предельный доход и предельные издержки равны. Это положение, будучи формализовано, имеет вид:

,

где: Р- цена единицы продукта;Q- количество продукта;С- издержки производства.

Дифференцируя PQи С поQи приравнивая результаты друг другу, находим оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса и издержек.

Пример предельного анализа прибыли. Исходные данные для расчета - в таблице 4.19.

Таблица 4.19.

Исходные данные для предельного анализа прибыли.

Показатель

Обозначение

Периоды

1

2

3

4

Объем реализации (тыс. ед)

Q

10

12

14

16

Цена ед. (руб.)

P

12,0

11,5

11.0

10,5

Себестоимость ед. (руб.)

C

9,6

9,2

8,8

8,4

Воловой доход (тыс. руб.)

PQ

120,0

138,0

154,0

168,0

Суммарная себестоимость (тыс. руб.)

CQ

96,0

110,4

123,2

134,4

Прибыль (тыс. руб)

R

24,0

27,6

30,8

33,6

По приведенным данным были рассчитаны функции спроса и затрат.

Функция спроса: P= 14,5 – 0,25Q

Функция затрат: C= 11,6 – 0,20Q

Затем, были найдены значения PQиCQ. После их дифференцирования по объему реализации и приравнивания друг другу, было получено оптимальное значение (Qоп) объема реализации продукции, равное 29 тыс. ед.

Оценим полученный результат объема продукции с близкими ему по величинам. Расчеты выполнены по полученным зависимостям. (см. табл.4.20.).

Таблица 4.20.

Оценка результатов оптимизации объема продукции

Показатель

Обозначение

Варианты

1

2

3

Qоп.

Объем реализации (тыс. ед)

Q

25

27

31

29

Цена ед. (руб.)

P

8,25

7,75

6,75

7,25

Себестоимость ед. (руб.)

C

6,6

6,2

5,4

5,8

Воловой доход (тыс. руб.)

PQ

206,25

209,250

209,250

210,25

Суммарная себестоимость (тыс. руб.)

CQ

165,00

167,40

167,40

168,20

Прибыль (тыс. руб)

R

41,250

41,85

41,85

42,05

Как следует из расчета, наибольшее значение прибыли соответствует объему продукции в 29 тыс. ед.

Разумеется, предприятие не всегда может сразу принять к осуществлению результат оптимизации: у него может не быть необходимых производственных мощностей или сбыт расчетного количества продукции будет затруднен.