logo search

5.1. Сущность понятия «предпринимательство (предпринимательская деятельность)»

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2,3 ГК РФ).

В современной научной литературе предпринимательство предлагается рассматривать в трех аспектах:

В курсе экономической теории для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.Субъектами предпринимательства могут быть частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства), деятельность которых осуществляется на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом, например, акционерного общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов.

Общепризнанное экономистами толкование понятия «предпринимательство» является развитием взглядов Й. А. Шумпетера и соответствует следующим идентификационным признакам:

Сущность понятия «предпринимательство (предпринимательская деятельность)» допустимо толковать представленными ниже основными положениями.

Положение первое. Экономисты рассматривают предпринимательство через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д.

Положение второе. Современные российские экономисты в основном развивают взгляды Й. Шумпетера: в части объектов предпринимательства, методов ведения хозяйства, ответственности за принимаемые решения, ориентации на достижение коммерческого успеха и как особый тип экономического мышления.

Положение третье. Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав (по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т. д.). Самостоятельность предпринимателя они понимают в том смысле, что над предпринимателем нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д.

Положение четвертое. Основными признаками предпринимательства признают ответственность за принимаемые решения, за их последствия и риск, связанный с неопределенно' стью, непредсказуемостью; а также ориентацию на достижение] коммерческого успеха, стремление к,увеличению прибыли.

Положение пятое. Предпринимательство как особый тип < экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности.

Положение шестое. Управление финансово-хозяйственной деятельностью и ее организация зависят от индивидуальных склонностей, навыков, сметки предпринимателя.

Резюмируя вышеизложенное, допустимо утверждать, что предпринимательство представляет собой особый вид экономии ческой деятельности, где в качестве рациональной понимается, целенаправленная инициативная деятельность человека (доминирующая цель — получение прибыли), основанная на мотивации, риске, ответственности, исследовании и инновационной идее.

Историческая справка

Понятие «предпринимательство (предпринимательская деятельность)» получило статус экономической категории на рубежеXVII-XVHIвв., когда на смену аграрной эпохе пришла индустриальная. Термин «предприниматель» введен в экономическую теорию английским экономистом, банкиром Ричардом Кантильоном (1680-1734). Исторически исходным том приложения предпринимательства была деятельность купцов, нацеленная на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, поскольку источником их дохода служила разница в ценах перемещаемых с рынка рынок товаров.

Шотландский экономист и философ Адам Смит (171 1790) характеризовал предпринимателя как собственника идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли, который сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п. Аналогичных взглядов придерживался и крупный французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), считавший, что предприниматель - это лицо, которое берется за свой счет и на свой риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

Современное предпринимательство сложилось во второй половине XXв. Его понимание сформировалось под влиянием идей австрийского экономиста Й. А. Шумпетера (1883-1950), согласно которым риск является ключевой функцией предпринимательской деятельности.