logo

5.8. Особенности учетных систем Германии, Испании, Италии, Швеции, Франции, Великобритании, Японии и сша

ГЕРМАНИЯ

Система нормативного регулирования практикой учета. Ведение бухгалтерского учета основывается на предписаниях Торгового кодекса, Закона о налоге с оборота, Закона о подоходном налоге и Закона о налоге на корпорации.

Общие учетные принципы и стандарты в Германии были утверждены Законом об акционерных обществах 1937 года. Они были приняты в связи с банкротством целого ряда предприятий в 20-30-х годах и централизацией государственного управления. В этом же году был принят единый план счетов бухгалтерского учета. В настоящее время в Германии отсутствует единый план счетов, но есть несколько рекомендуемых.

Общее регулирование учета осуществляется Коммерческим кодексом, в который введены требования к бухгалтерскому учету и аудиту. С 1986 года в Германии действует Закон о балансах, на основе которого приняты Основные положения по ведению бухгалтерского учета и составлению балансов. Компании представляют отчет руководителя: заданной структуры баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснения (крупные компании) и отчет о движении денежных средств (акционерные компании, с 1999 г.), данные инвентаризации (могут не публиковаться).

Принципы учета. Принципы учета представляют собой требования, предъявляемые законодательством Германии к бухгалтерскому учету: полнота, правильность содержания информации, временные разграничения, ясность, наглядность, возможность контроля, правильность формы, хронологический порядок записей.

Понятие «бухгалтерский учет». Бухгалтерский учет, в соответствии с немецким хозяйственным правом, рассматривается как поставщик информации для предпринимателя (об имуществе, обязательствах, затратах, доходах, прибылях, убытках) для собственника для выполнения налоговых обязательств и финансового управления на макроуровне; для анализа кредитоспособности и использования кредитов; в качестве доказательств в случае судебных разбирательств.

Технология и методология учета. Технологический цикл бухгалтерского учета в Германии состоит из трех фаз, а методология учета, включая порядок записей в учетные регистры, определяется требованиями «Основ правильного ведения бухгалтерского учета».

Методы и объекты внутреннего (управленческого) контроля качества информации. Основным методом признаетсяинвентаризация — метод сопоставления фактического и учетного состояния активов и обязательств.

Объекты внутреннего контроля: состояние обязательств заказчиков, расчетов с поставщиками, с персоналом организации.

План счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета - классифицированный перечень и номенклатура (типовая система) счетов бухгалтерского учета, используемых в различных отраслях народного хозяйства и торгово-промышленных палатах, он допускает замену наименований счетов их номерами.

Номенклатура счетов содержит 10 разделов, с делением на 10 групп по каждому разделу; группы номенклатуры счетов разделяются на 10 счетов; счета подразделяются на 10 субсчетов.

Годовой финансовый отчет. К публикуемому годовому отчету предъявляются следующие требования: правильное разграничение периодов, полнота, достоверность, ясность, наглядность, правильность содержания, возможность проверки, правильность формы.

Выделяются два вида отчетности: коммерческая и налоговая.

Бухгалтерские профессии. В 1932 году образована профессиональная организацияИнститут квалифицированных/.аудиторов. С 1961 г. под руководством Министерства экономики функционирует официальный орган для контроля за деятельностью аудиторов и регистрации всех аудиторов Германии. В Германии также работают профессиональные налоговые консультанты.

Резюме

Система бухгалтерского учета Германии остается сугубо национальной, строго регулируемой государством, несмотря на применение МСФО, Директив ЕС и единой европейской валюты.

ИСПАНИЯ

Система нормативного регулирования учета и отчетности. Бухгалтерское регулирование в Испании развивалось особенно быстро после ее присоединения к Европейскому сообществу в 1986 г. После этого очень многие сферы бухгалтерского дела подверглись значительному реформированию в целях соответствия директивам ЕЭС. До присоединения Испании к Сообществу бухгалтерская теория и практика сильно отличались от систем других государств

В Испании бухгалтерское регулирование находится в ведении Министерства экономики и финансов. Это министерство создало специальный орган для общей координации выполнения данной задачи — Институт бухгалтеров и аудиторов (ИБиА) (ICAC). ИБиА периодически публикует Бюллетень, в котором появляются поправки или добавления к действующему бухгалтерскому регулированию. ИБиА также оказывает поддержку в публикации книг и газет по бухгалтерскому делу.

Деловая активность в стране регулируется нормами Торгового кодекса и законом о деятельности компаний. В 1989 г. эти документы были скорректированы, чтобы соответствовать директивам ЕЭС. В этом же году законодательством Испании установлен порядок предоставления бухгалтерских отчетных документов для общественного пользования. Королевский указ 1991 г. ввел в стране положения Директивы БЭС № 7 о групповых (консолидированных) бухгалтерских документах.

Бухгалтерские принципы, правила составления бухгалтерских отчетов, проведения аудиторских проверок, опубликования бухгалтерской отчетности устанавливаются законодательно и излагаются в «Общем плане бухгалтерского дела» (ОПБД).

Общий план бухгалтерского дела (ОПБД). Впервые Испания взяла за образец французский общий план бухгалтерского дела (ОПБД) в 1973 году, однако испанский вариант не был столь обязателен, как в соседней стране. ОПБД 1990 г. в основном базируется на французском плане 1982 г., в нем подробно изложены основы профессиональной деятельности бухгалтера. Он включает обязательные части, касающиеся бухгалтерских принципов, базы для оценок объектов учета и бухгалтерские формы документов; дополнительные части, в которых приводятся формулировка используемых бухгалтерских терминов и правил ведения бухгалтерской документации.

Бухгалтерские принципы. Принципы учета в Испании соответствуют положениям Директивы ЕЭС № 4 для обеспечения истинного и непредвзятого представления о состоянии компании и, кроме того, включают следующие профессиональные принципы: разумная осторожность, функциональность, документирование, первоначальная стоимость, начисление, сопоставимость, отсутствие взаимопогашения, неизменность методов учета, материальность.

Финансовая отчетность. Годовая бухгалтерская финансовая отчетность включает в себя: балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, комментарии к ним и отчет руководства компании. Допускаются полный и сокращенный варианты отчетности.

Сокращенный баланс содержит информацию, сгруппированную в два раздела: актив и пассив. Анализируя информацию актива, можно узнать о суммах основного и оборотного капитала, расходах на предварительную оплату, краткосрочных обязательствах и др. Пассив сокращенного баланса показывает сумму собственного капитала, отсроченной прибыли, резерва на непредвиденные ситуации и платежи, сумму долгосрочных обязательств организации.

Отчет о прибылях и убытках информирует о прибылях и1 убытках от основных видов деятельности, обычных финансовых операций, от чрезвычайных операций и о результатах после уплаты налогов.

Компании, зарегистрированные на фондовой бирже, обязаны составлять каждый квартал сводную бухгалтерскую отчетность.

Консолидация бухгалтерской отчетности. Консолидированная бухгалтерская отчетность обязательна для компаний, показатели которых превышают два из трех установленных условий: общий объем активов, общий объем реализации, количество работников.

Бухгалтерские профессии. Институт бухгалтеров и аудиторов имеет право и несет ответственность за решение вопросов, связанных с их работой, для этого ведется Официальный регистр бухгалтерских работников. Большинство аудиторов являются членами одной из двух профессиональных организаций: «Регистр экономических аудиторов», «Институт присяжных аудиторов» (ИПА).

Аудиторская деятельность. Основное предназначение, аудита — выражение мнения специалиста в аудиторском заключении о выполнении принципов бухгалтерского учета, о фактическом (в соответствии с установленными нормами) финансовом состоянии, представленном в бухгалтерской отчетности, в отчете руководителей и др.

Аудит обязателен для компаний, показатели финансовой отчетности которых (общий объем активов, общий объем реализации, количество работников) превышают два из трех установленных в Испании условий.

Резюме

Система бухгалтерского учета регламентируется законодательством Испании, организация деятельности бухгалтеров и аудиторов регулируется профессиональными организациями.

ИТАЛИЯ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. В Италии очень широко трактуются введение директив Европейского Сообщества. В 1991 г. она стала последней страной - членом ЕЭС, которая внедрила в свое законодательство положения Директивы № 4 (раньше Ирландии и Португалии), хотя в тот же самый год в этой стране была введена и Директива № 7.

Во времена, когда в мире доминировала наполеоновская Франция, Гражданский кодекс этой страны был принят на всей территории Италии в качестве основного законодательного документа. Но даже когда Наполеон пал и были восстановлены несколько небольших самостоятельных итальянских государств, французский Гражданский Кодекс не отменялся, а все больше и больше адаптировался и воспринимался местными законами. Примечательно, что в Италии существует давняя и прочная традиция более гибкого применения на практике формально-строгих юридических норм.

В связи с этим бухгалтерское регулирование осуществлялось в рамках этого Гражданского кодекса, однако основным источником бухгалтерского регулирования стало налоговое законодательство. Например, налоговое законодательство определяет, как бухгалтерия должна учитывать все стоимости в Италии; по налоговому законодательству для определения размеров налогов расходы могут быть заявлены только тогда, когда они показаны впредписанных по закону учетных документах.

Кроме государственного регулирования в Италии был создан профессиональный орган — Национальный совет специалистов коммерции и бухгалтеров (НССКиБ), издающий некоторые стандарты бухгалтерского дела. Однако они отличаются «самым широким и общим» подходом (CoopersandLybrand, 1991, с. 1-31). Тем не менее стандарты признаются Комиссией по валютным биржам и применяются в зарегистрированных на этих биржах компаниях. С 1993 г. в Италии применяется новый закон, базирующийся на положениях Директивы ЕЭС № 4» а с 1994 года — закон, вводящий Директиву ЕЭС №7.

Бухгалтерские принципы. При введении в Италии положений Директивы ЕЭС Ка 4 на страницах научных журналов страны разгорелись бурные дебаты о требовании обеспечения, принципа «истинного и непредвзятого представления» информации о положении дел в компании. Как отметил Канцианя (Canziani, 1988), такаябританская формулировка неправильна и изначально противоречититальянской юридической традиции, требующей от регулирующих норм однозначности и ясности. Этот автор предложил трактовать новую концепцию в свет* существующих итальянских требований, которые предписывают, чтобы предоставляемые бухгалтерские отчетные документы были точными и ясными (chiarezzaeprecisione). На практике для соответствия этим принципам учета (veritierocorretto) были введены даже более строгие требования.

Финансовая отчетность. Публикуемый финансовый отчет включает следующие формы: балансовый отчет, отчет р прибылях и убытках и комментарии к отчетам. Независимый профессиональный аудит требуется для компаний, чьи размеры превышают установленные показатели.

Бухгалтерские профессии. Контроль над деятельностью бухгалтеров и аудиторов в Италии осуществляется Министерством юстиции. В стране существуют два вида бухгалтерской квалификации: бухгалтеры и коммерческие оценщики, докоммерции.

Независимый профессиональный аудит в Италии требуется для компаний с ограниченной ответственностью, зарегистрированных на фондовой бирже, финансовых организаций, общественных организаций.

Резюме

Система учета придерживается традиции гибкого применения формально-строгих юридических норм и широко трактует директивы Европейского сообщества.

ШВЕЦИЯ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Законодательную базу для бухгалтерского обеспечения бизнеса в Швеции создают Закон о деятельности компаний (1975 г.) и Закон о бухгалтерском деле (1976 г.). В 1990 г. шведское правительство образовало специальный комитетBELдля приведения законодательства страны в соответствие с требованиями, обусловленными интеграционными процессами в Европе. Относительно новая структура - Совет шведских финансовых стандартов в бухгалтерском деле - .в 1991 г. издала свой первый отчет о консолидированных отчетных бухгалтерских документах.

Бухгалтерские принципы, В Швеции не существует требования «истинного и непредвзятого представления». Вместо этого здесь применяются правила, которые с относительной степенью приближения соответствуют «общепринятым принципам бухгалтерии».

Финансовая отчетность. Шведские бухгалтеры постоянно сталкиваются с дилеммой. С одной стороны, привилегии налогового законодательства, позволяющие искусственно поддерживать консервативные уровни расходов, но пользоваться которыми можно только в том случае, если эти уровни расходов записаны на лицевой стороне бухгалтерских документов. Профессиональное бухгалтерское сообщество Швеции считает, "что «шведская налоговая система железной хваткой, как нигдебольше в мире, держит за горло финансовые отчетные документы» (ForeningenAitktoriseradeRevisorer, 1988). С другой стороны, рынок долгосрочного ссудного капитала требует экономически обоснованных бухгалтерских отчетов, основывающихся на лучших образцах мировой практики.

Лудит. Все шведские компании с ограниченной ответственностью должны назначать аудиторов требуемой квалификации. Для крупных компаний и некоторых других структур, чья деятельность сильно влияет на жизнь в стране, квалификация аудиторов должна быть самой высокой —уполномоченного присяжного бухгалтера-аудитора.

В Швеции в качестве одной из особенностей аудита выступает подписание аудиторского отчета. В нем может быть показано или только название аудиторской фирмы, или фамилия аудитора, ответственного за проведение проверки, или то и другое. Это связано с тем, что в деловом мире Швеции существуют очень тесные связи и информация о фамилии аудитора, проводящего проверку, может многое сказать пользователям отчетности.

Бухгалтерские профессии. Регистрацию присяжных бухгалтеров-аудиторов в Швеции осуществляетСовет по торговле. Также в стране есть профессиональная организацияFAR, объединяющая уполномоченных присяжных бухгалтеров-аудиторов.

Шведские бухгалтеры-аудиторы достигли высокого качества отчетных документов, начиная от обязательных для выполнения и заканчивая принимаемыми на себя добровольно.

Резюме

Система учета в Швеции соответствует международным бухгалтерским стандартам. Шведские бухгалтеры достигли высокого качества отчетных документов, основа которых разнообразные требования и рекомендации, начиная от обязательных для выполнения и заканчивая принимаемыми на себя добровольно.

ФРАНЦИЯ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Деятельность французских компаний финансируется в основном правительством и банками, поэтому бухгалтерский учет регламентируется на государственном уровне Торговым кодексом, законом о производственно-торговых компаниях (1966 г.), законом о национальных компаниях (1970 г.) и налоговым законодательством. Так сложилось, что юридическая сущность французской бухгалтерской системы базируется на; торговом и налоговом законах.

Бухгалтерский учет во Франции жестко контролируется государством, а правила составления отчетности для французских организаций разработаны так, чтобы формировать входную информацию для национальной системы счетоводстве, посредством которой государство контролирует экономику.

Государство оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет путем установления системы налогообложения » требования отражать на счетах бухгалтерского учета все расходы для целей налогообложения. Процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регламентирована. Для определения налоговых обязательств организации заполняют таблицы корректировок бухгалтерской прибыли установленной формы.

Современное учетное законодательство взаимодействует с коммерческим и налоговым. Учетные стандарты разрабатывает Национальный совет по бухгалтерскому учету (ConseilNationallelaComptabilite.CNS, 1957 г.), являющийся государственным органом, который работает в тесном взаимодействии с министерствами экономики, финансов и бюджетов и одновременно независим от них.

Основные цели НСБ — подготовка норм бухгалтерского дела, форм бухгалтерских документов, координация проведения исследований и обучения бухгалтерской профессии.

Методология учета Франции носит ярко выраженный национальный характер в индивидуальной отчетности и соответствует международным стандартам в консолидированной. Причем консолидированная отчетность может составляться по учетным правилам того финансового рынка, на котором функционирует французская компания.

Учетные принципы. Принципы построения французской бухгалтерии можно подразделить на традиционные и обусловленные присоединением к нормативной базе Европейского союза. К традиционным принципам, основанным на специфике внутреннего законодательства, относятся принципы «осмотрительности», «соответствия» и «точного применения бухгалтерских правил».

Требование «достоверного и добросовестного представления» было внедрено в бухгалтерскую систему в 1980-е гг. в связи с присоединением к 4-й и 7-й Директивам Европейского союза. Включение элементов, характерных для англосаксонской бухгалтерии, во французскую учетную систему было обусловлено новым этапом развития национального рынка ценных бумаг, который повлек за собой необходимость гармонизации учета, повышение требований к раскрытию бухгалтерской информации и ее надежности бухгалтерского учета во Франции является наличие утвержденное правительством национального плана счетов (PlanComtableGeneral—PCG).

Он был принят Национальным советом по бухгалтерское учету (CNC) Франции в 1982 г. Данный документ соответствует требованиям Четвертой директивы ЕЭС и включает следующие разделы:

  1. Общие положения.

  2. План счетов бухгалтерского учета.

  3. Финансовый бухгалтерский учет.

  4. Управленческий бухгалтерский учет.

  5. Специальные счета.

  6. Особые условия.

Это документ содержит унифицированный план счетов, стандартные формы бухгалтерской отчетности, инструкции рекомендации по ее составлению, а также по заполнению и представлению счетов и примечаний к ним.

Общий план счетов бухгалтерского учета (PCG) основывается на следующих принципах:

Финансовая отчетность. Обязательная отчетность включает баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет об использовании прибыли, отчет руководителя, пояснения.

Бухгалтерские профессии. Деятельность профессиональной бухгалтерской организации —Общества бухгалтеров-экспертов (OrdredeeExpertsComptablesetdeeComptablesAgree».OECC, 1881 г.) — определяется Министерством финансов « заключается в консалтинге, составлении отчетности компаний, инициативном аудите. Функционируеттакже Ассоциация руководителей аудиторских фирм (SocietedeComptabilitedeFrance.SCF).

Резюме

Для Франции характерны высокий уровень стандартизации учета и подробная методическая проработка нормативных документов по бухгалтерскому учету.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Система нормативного регулирования. В Великобритании бухгалтерское регулирование осуществляется на двух уровнях. Первый уровень (управление учетной политикой) представлен Советом по финансовой отчетности (FinancialReportingCouncil—FRC), а второй (разработка, координация стандартов) — Советом по стандартам бухгалтерского учета (AccountingStandardBoard—ASB), Оперативной рабочей группой (UrgetIssueTaskForce—UITF), Экспертной группой по анализу финансовой отчетности (FinancialReportingReviewPanel—FRRP) и Консультативным комитетом бухгалтерских организаций (ConsultativeCommiteeofAccountingBodies—CCAB).

Положения о стандартной учетной практике. «Положения о стандартной учетной практике» (SSAP) методологически раскрывают стандартную учетную практику и четко выделяют: учетные концепции, учетную базу и учетную политику. Контроль за применением Положений возлагается на аудиторов.

План счетов бухгалтерского учета. Типовой план счетов в Великобритании как таковой отсутствует. Организации разрабатывают его самостоятельно, используя теоретическую основуSSAP,FRS,SORP.

Финансовая отчетность. Годовая бухгалтерская финансовая отчетность утверждена законом о компаниях и учетными стандартами. Она включает: баланс (форма отчета в двух вариантах: для компаний с ограниченной ответственностью и частных); счет прибыли и убытков в четырех вариантах для разных типов компаний (затратного и функционального типов); отчет о движении денежных средств (кроме малых предприятий); пояснения; отчет руководителя.

Бухгалтерские профессии. В Великобритании широко представлены профессиональные организации бухгалтеров, работающие уже более 100 лет. Они играют большую роль в разработке стандартов учета (табл. 6.6).

Таблица 6.6