11.2 Требования к формированию дел в делопроизводстве
Формирование исполненных документов в дела в организациях осуществляется в течение всего делопроизводственного года в соответствии с утвержденной на данный год номенклатурой дел. С начала делопроизводственного года должны быть оформлены обложки дела по правилам, оговоренным в Основных правилах работы ведомственных архивов28. Форма обложки дел постоянного и временного (до 10 лет) хранения установлена также ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, разновидности, технические требования»29.
На обложку каждого дела, заведенного в соответствии с номенклатурой дел, выносятся следующие сведения:
наименование организации;
наименование структурного подразделения;
индекс дела;
заголовок дела;
дата дела (на данном этапе - год);
срок хранения и статья по перечню.
Сведения, вынесенные на обложку дела в начале делопроизводственного года, могут уточняться и дополняться новыми данными. Так, только в конце делопроизводственного года можно уточнить заголовок и при необходимости дать подзаголовок, если сформировалось несколько томов дела. В этом случае рядом с индексом дела должно быть проставлено: «том 1», «том 2» и т. п.
Только в конце года можно проставить количество листов дела и внести уточнения в дату формирования, указав точные даты первого и последнего документов. (Это требование распространяется на отдельные виды документов, например, на распорядительные.) При формировании дел в делопроизводстве на обложке не проставляется и архивный шифр дела, в который входят: наименование государственного архива, в который передает дела на постоянное хранение организация; номера фонда, описи, дела - эти сведения будут проставлены после передачи дел на хранение в архив организации.
Наименование организации на обложке дела указывается полностью в именительном падеже с указанием полного наименования организации, которой она непосредственно подчинена (также в именительном падеже). Если организация или вышестоящая организация имеют официально принятые сокращенные наименования, то они указываются в скобках после полного наименования, например:
Комитет социальной защиты населения Москвы (Комсоцзащиты Москвы);
Реабилитационный центр для инвалидов (РЦдИ).
При изменении наименования организации (структурного подразделения) в течение делопроизводственного года или при передаче дела в другую организацию (структурное подразделение) на обложке дописывается новое наименование организации или организации-преемника (структурного подразделения), а прежнее заключается в скобки.
Индекс дела, заголовок дела, срок хранения и статья по перечню переносятся на обложки дела из номенклатуры дел.
Дело считается заведенным, если в него подшит первый исполненный документ. Формирование документов в дела должны осуществлять либо делопроизводственные работники, либо специально назначенные лица, знающие основные требования к формированию дел.
Формирование дел включает в себя:
получение исполненных документов, проверку правильности оформления и наличия на нем всех реквизитов, обеспечивающих их юридическую силу, и отметок, свидетельствующих об окончании работы с документами;
распределение исполненных документов по делам в соответствии с номенклатурой дел. В дело помещаются документы, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела, при этом запрещается группировать в дела черновые и дублетные экземпляры, а также документы, подлежащие возврату. В дело помещается по одному экземпляру каждого документа, и только для особо ценных документов могут быть сделаны исключения. Основное требование, которое всегда должно соблюдаться, - это формирование в отдельные дела документов постоянного и временного сроков хранения. Дело не должно быть более 4 см толщиной и содержать более 250 листов в одном томе;
расположение документов внутри дела в определенной последовательности. В соответствии с Основными правилами работы ведомственных архивов внутри дел документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы.
Обычно документы находятся в деле в хронологической последовательности, начиная от более ранних по датам документов и кончая более поздними. Документы могут быть расположены по их порядковым номерам (приказы), что также отражает хронологическую последовательность. Часто применяют и обратную хронологическую последовательность при формировании документов в дела, когда более ранний документ находится в конце дела, более поздний -в начале дела, например, при формировании личных дел. Это обеспечивает удобство в работе, избавляет от необходимости извлекать документы из дела при подшивке очередного документа. При передаче таких дел на архивное хранение их переформировывают, чтобы обеспечить обычную хронологическую последовательность.
При формировании дел отдельных категорий документов также руководствуются следующими правилами:
распорядительные документы формируются в дела по видам с относящимися к ним приложениями;
переписка группируется в дело таким образом, чтобы документ-ответ помещался сразу за документом-запросом;
приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся. Приложения объемом более 250 листов формируются в отдельный том, о чем делается отметка на документе;
утвержденные документы всегда формируются отдельно от их проектов;
при формировании некоторых категорий документов необходимо сразу заполнять внутреннюю опись дела (личные дела; дела, содержащие особо ценные документы);
дела с обращениями граждан формируются в алфавитном порядке заявителей. Все документы, относящиеся к одному заявителю, составляют самостоятельную группу. Повторные обращения подшивают к данной группе документов. Внутри документы располагают в хронологическом порядке.
Формирование документов дела начинается с начала делопроизводственного года. Как уже отмечалось, для подшивки документов лучше всего использовать папки типа «Corona».
В организациях дела, как правило, формируются децентрализованно. Только в небольших организациях возможно централизованное формирование дел службой ДОУ. При децентрализованном формировании служба ДОУ обеспечивает сохранность наиболее важной части управленческих документов организации, а остальные документы формируются в структурных подразделениях. Методическое руководство за правильностью формирования осуществляют служба ДОУ, ведомственный и государственные архивы.
Все изложенные выше требования относятся прежде всего к формированию дел традиционным способом.
- Секретарь в структуре управления
- Документ
- Часть 1. Документирование
- Часть 1. Документирование
- Глава 1. Понятие о документах, способах документирования, носителях информации и функциях документа
- Глава 2. Унификация и стандартизация документов. Унифицированные системы документации
- 3.1 Формуляр-образец организационно-распорядительного документа. Общие сведения о реквизитах
- 210X297 мм)
- 3.2 Бланки документов
- 3.3 Требования к оформлению реквизитов организационно-распорядительных документов
- Глава 4. Правила оформления основных видов организационно-распорядительных документов
- 4.1 Организационные документы
- Раздел 2 «Функции» содержит перечень основных направлений деятельности работника в соответствии с направлениями деятельности структурного подразделения.
- 4.2 Распорядительные документы
- 4.3 Справочно-информационные документы
- Глава 5. Правила оформления и выдачи копий документов
- Глава 6. Служба документационного обеспечения управления. Требования к организации документооборота
- Глава 7. Организация приема, рассмотрения и регистрации документов
- 7.1 Прием поступающих документов, организация доставки документов
- 7.3 Регистрация документов
- Глава 9. Контроль исполнения документов
- Глава 10. Организация отправки исходящих документов
- 11.2 Требования к формированию дел в делопроизводстве
- Глава 13. Подготовка дел к архивному хранению