Раздел 2 «Функции» содержит перечень основных направлений деятельности работника в соответствии с направлениями деятельности структурного подразделения.
В разделе 3 «Должностные обязанности» подробно должны быть перечислены виды работ, которые обеспечивают выполнение указанных выше функций. В этом разделе описывается также характер выполняемых действий («организует», «обеспечивает», «подготавливает», «рассматривает», «руководит» и т.д.).
Иногда разделы 1 и 2 объединяют, особенно в тех случаях, когда составляется должностная инструкция на должности категории «технические исполнители». Должностные обязанности должны быть описаны подробно, так как в случае возникновения трудовых споров именно этот раздел служит основой для их разрешения.
В разделе 4 «Права» перечисляют полномочия работника, обеспечивающие выполнение возложенных на него функций и обязанностей:
право на получение информации, в том числе имеющей грифы ограничения доступа к ней, необходимой для выполнения им должностных обязанностей;
право на самостоятельное принятие решений по определенным вопросам;
право самостоятельной подписи или право визировать и согласовывать документы в рамках предоставленной ему компетенции;
право контролировать работу других работников и требовать от них выполнения определенных действий;
право представительствовать от имени подразделения или учреждения в других организациях с указанием пределов представительства;
право вносить предложения руководству об улучшении организации работы;
право участвовать в совещаниях, на которых решаются вопросы, относящиеся к его компетенции.
В разделе 5 «Ответственность» обычно приводятся обобщенные формулировки типа «работник несет ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящей инструкцией в соответствии с действующим законодательством». Ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной, уголовной - перечислить в должностной инструкции все случаи возникновения того или иного вида ответственности практически невозможно. В дополнение к должностной инструкции может быть подписан другой документ, который будет более детально освещать данный аспект, например договор об индивидуальной материальной ответственности.
Раздел 6 «Взаимоотношения (связи по должности)» описывает, с кем взаимодействует данный работник по всем направлениям своей деятельности: от кого получает информацию, в какой форме и в какие сроки; какую информацию, в каком виде, в какие сроки и кому он предоставляет; другие вопросы информационных взаимосвязей работника со структурными подразделениями, лицами, организациями. Часто данный раздел оформляется в табличной форме как наиболее наглядной.
Типовая форма должностной инструкции приведена в прил. 19.
Памятка - документ, регламентирующий порядок работы по выделенному направлению деятельности организации.
Памятка не входит в состав УСОРД, не имеет унифицированной формы, составляется по произвольной форме, подписывается заместителем руководителя организации, курирующим данное направление, утверждается руководителем организации. Информацию, включенную в памятку, можно представить и в разделе инструкции, освещающей правила работы по выделенному направлению. Например, памятка работнику о сохранении коммерческой тайны предприятия может быть включена в инструкцию по документационному обеспечению управления отдельным разделом, освещающим порядок работы с документами с грифом «Коммерческая тайна».
- Секретарь в структуре управления
- Документ
- Часть 1. Документирование
- Часть 1. Документирование
- Глава 1. Понятие о документах, способах документирования, носителях информации и функциях документа
- Глава 2. Унификация и стандартизация документов. Унифицированные системы документации
- 3.1 Формуляр-образец организационно-распорядительного документа. Общие сведения о реквизитах
- 210X297 мм)
- 3.2 Бланки документов
- 3.3 Требования к оформлению реквизитов организационно-распорядительных документов
- Глава 4. Правила оформления основных видов организационно-распорядительных документов
- 4.1 Организационные документы
- Раздел 2 «Функции» содержит перечень основных направлений деятельности работника в соответствии с направлениями деятельности структурного подразделения.
- 4.2 Распорядительные документы
- 4.3 Справочно-информационные документы
- Глава 5. Правила оформления и выдачи копий документов
- Глава 6. Служба документационного обеспечения управления. Требования к организации документооборота
- Глава 7. Организация приема, рассмотрения и регистрации документов
- 7.1 Прием поступающих документов, организация доставки документов
- 7.3 Регистрация документов
- Глава 9. Контроль исполнения документов
- Глава 10. Организация отправки исходящих документов
- 11.2 Требования к формированию дел в делопроизводстве
- Глава 13. Подготовка дел к архивному хранению