Понятие первичного учета, классификация учетных документов
* Понятие
Под первичным учетом понимают первоначальную стадию учетного процесса, на которой производится измерение данных хозяйственной операции и регистрация их в документах. Документы должны быть составлены в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания, они являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Документы принимаются к учету, если они правильно оформлены и содержат обязательные реквизиты. Реквизитами называется совокупность признаков и показателей, содержащихся в документе, таковыми являются:
-наименование документа;
-дата составления документа;
-наименование организации, от имени которой составлен документ;
-содержание хозяйственной операции;
-измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
-наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
-личные подписи указанных лиц с расшифровкой.
Все первичные документы имеют унифицированные, т.е. типовые формы. К основным первичным документам относятся: документы, оформляющие прием и выдачу денежных средств (приходные и расходные кассовые ордера), перечисление денежных средств с расчетного счета (платежные поручения), поступление и отпуск материалов (доверенности, требования, акты о приемке) и т.д. Документы подразделяются также на внутренние, которые используются непосредственно на предприятии, и внешние, поступающие от других физических и юридических лиц.
На основе первичных документов составляются бухгалтерские проводки и формируется исходная информация, которая используется для дальнейшей обработки в целях получения различных экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия.
*Классификация
С целью облегчения обработки документов, применяемых в бухгалтерском учете и отличающихся между собой по форме, содержанию, способу отражения фактов хозяйственной жизни, их группируют по однородным признакам. Такая группировка называется классификацией первичных документов по однородным признакам.
Они классифицируются независимо от средств фиксации по следующим признакам:
1. назначению;
2. степени обобщения (порядку составления);
3. способу охвата фактов хозяйственной жизни;
4. месту составления;
5. количеству учетных позиций;
6. характеру фактов хозяйственной жизни и др.
Первичные учетные документы включают в свой состав бланки строгой отчетности (бланки удостоверений, дипломов и т.д.), учет которых организуется на одноименном забалансовом счете без применения двойной записи.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности организации используется довольно большое количество документов, которые различаются по назначению и способу отражения на них хозяйственных операций. В связи с этим документы принято классифицировать по однородным признакам: по назначению, по степени обобщения (порядку составления), по способу охвата фактов хозяйственной жизни, по месту составления, количеству учетных позиций, характеру фактов хозяйственной жизни.
+По назначению документы подразделяются на организационно-распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.
Организационно-распорядительные не являются основанием для произведения учетных записей на счетах бухгалтерского учета, а носят распорядительный характер. К ним относятся: доверенности, платежные поручения, банковские чеки и т.д.
Оправдательные документы подтверждают и служат основанием совершения факта хозяйственной жизни, а также являются основанием для записей на счетах. К их числу относятся: кассовые ордера, накладные на отпуск материалов, таварно-транспортные накладные и т.д.
Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерской службы на основании распорядительных или оправдательных документов с целью определения корреспондирующих счетов бухгалтерского учета.
Комбинированные документы чаще всего используются на практике и включают в себя различные признаки: распорядительных и оправдательных (расчетно-платежная ведомость); оправдательных и бухгалтерского оформления (авансовый отчет); распорядительных, оправдательных и бухгалтерского оформления (расходный кассовый ордер).
+По степени обобщения (порядку составления) документы подразделяются на первичные (составляются в момент совершения хозяйственной операции – счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т.д.) и вторичные (обобщают данные первичных документов – отчет материально ответственного лица на основании приходных и расходных документов).
+По способу охвата фактов хозяйственной жизни документы подразделяют на разовые (служат для оформления одного факта хозяйственной жизни – приходный кассовый ордер, требование на выдачу материалов) и накопительные (оформляют однородные, повторяющиеся факты хозяйственной жизни – например, лимитно-заборная карта).
+По месту составления документы делятся на внутренние (оформленные на данном предприятии) и внешние (поступившие в организацию от других юридических и физических лиц).
+По количеству учетных позиций документы подразделяются на однострочные (содержат одну позицию – например, наряды на выполнение работ) и многострочные (состоящие из нескольких позиций – счета, накладные и т.д.)
+По характеру фактов хозяйственной жизни документы делятся на кассовые, банковские, материальные и расчетные.
В Российской Федерации с целью однозначности понимания и единообразия оформления установлена система стандартов документов, определяющая требования, предъявляемые к ним.
Стандарты основаны на унификации – то есть разработке требований к документам, отражающим однородные операции, совершаемые на различных предприятиях, и на стандартизации – установлении строгих ограничений в отношении размеров и правил размещения надписей в документах.
Организации вправе вносить какие-либо дополнения в унифицированные формы, однако изменение установленных форм запрещено.
Данные первичных учетных документов после проверки правильности заполнения и принятия к бухгалтерскому учету отражаются в учетных регистрах бухгалтерского учета, которые являются основой для составления бухгалтерской отчетности.
- 1.Понятие бу, его назнач. И польз.
- 2.Значение и задачи бу
- 3. Нормативные документы по бу
- 4.Фз «о бу», его назначение и содержание
- 5.Положения по бу, их назначение и содержание.
- 6.Программа реформирования бу в России
- 7.Хоз. Процессы и хоз.Операции
- 8.Классификация имущества (средств) организации и источников
- 9. Метод бухгалтерского учета и его элементы
- 10. Документация как прием метода бухгалтерского учета
- 11. Инвентаризация как прием метода бухгалтерского учета
- Стоимостное измерение как прием метода бухгалтерского учета.
- Калькуляция как прием метода бухгалтерского учета
- Понятие бухгалтерского баланса, балансовое уравнение
- Строение бухгалтерского баланса, виды балансов
- Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс
- Понятие двойной записи и ее значение
- Счета бухгалтерского учета: активные, пассивные и активно-пассивные счета.
- Счета бухгалтерского учета: основные и регулирующие. Балансовые и забалансовые счета.
- Синтетические и аналитические счета бухгалтерского учета.
- Классификация счетов бухгалтерского учета. План счетов.
- Схемы бухгалтерских записей по процессу снабжения.
- Схемы бухгалтерских записей по процессу производства.
- Понятие первичного учета, классификация учетных документов
- Требования к оформлению первичных документов
- Понятие бухгалтерских регистров, их назначение и виды
- Классификация регистров бухгалтерского учета
- 30. Способы исправления ошибок в бухгалтерском учете
- 31. Бухгалтерская отчетность организации, ее назначение и состав
- 32.Бухгалтерский баланс, его построение и основные статьи
- 33.Отчет о прибылях и убытках(форма №2)
- 34.Формирование фин.Результата в форме №2
- 35.Приложения к бух.Балансу и отчету о прибылях и убытках.
- 36. Пояснительная записка к годовому отчету.
- 37.Учетная политика организации, ее назначение и структура
- 38.Допущения и требования в бухгалтерском учете
- 39. Финансовый и управленческий учет, назначение и различие.
- 40. Права и обязанности главного бухгалтера.
- 41.Структура бухгалтерских служб в организациях
- 42. Бухгалтерский учет операций по кассе: первичные документы и регистры.
- 43. Бухгалтерский учет операций с подотчетными лицами: первичные документы и учетные записи.
- 44.Нормативные документы по учету основных средств и нематериальных активов
- 45. Основные средства, их классификация и оценка
- 46 Организация учета основных средств: документооборот
- 47 Синтетический учет поступления и выбытия основных средств
- 48 Учет амортизации основных средств: расчеты и бухгалтерские записи
- 49 Учет затрат на ремонт и техническое обслуживание основных средств
- 50 Учет аренды основных средств
- 51Учет переоценки и инвентаризация основных средств
- 52 Особенности учета нематериальных активов
- 53.Нормативные документы по учету производственных запасов.
- 54.Производственные запасы,их классификация и оценка.
- 55.Документальное оформление поступления и расхода производ-х расходов.
- 56.Оценка производственных запасов в бух.Учете.
- 57.Синтетический учет поступления и выбытия производ-х запасов.
- 58. Понятие,классификация фин.Вложений.
- 59.Оценка финансовых вложений.
- 60. Синтетический учет финансовых вложений
- Нормативные документы по учету труда и заработной платы
- Виды и формы заработной платы
- Документы по учету труда и заработной платы
- Учет начисления заработной платы
- Учет начисления отпускных
- Учет пособий по временной нетрудоспособности
- 67. Учет удержаний из заработной платы
- 68. Учет отчислений на социальные нужды
- 69. Синтетический учет заработной платы и удержаний из нее
- 70. . Задачи учета затрат, группировки затрат
- 71. Учет и порядок формирования себестоимости продукции
- 72. Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции
- 73. Модели формирования издержек в управленческом учете
- 74. Понятие готовой и реализованной продукции (работ, услуг). Задачи учета
- 75. Документооборот по учету готовой продукции и ее продажи
- 76. Синтетический учет выпуска и реализации продукции (работ, услуг)
- 77. Учет финансовых результатов
- 78. Учет использования прибыли
- 79. Учет уставного, добавочного и резервного капиталов
- 80. Учет банковских кредитов