1.4. Роль аудита в рыночной экономике
Аудит как вид практической деятельности играет важную роль в рыночной экономике. Являясь ее неотъемлемым элементом, он выполняет ряд функций: контрольную, экспертную, управленческую, аналитическую, консультативную, производственную и информационную (рис.1).
Функции аудита
Информационная: Аналити-ческая: Консультативная по вопросам: Производ-ственная: Управлен-ческая: Эксперт-ная проверка: Контроль-ная проверка:
Ауди-торский отчет (заключение) Налажи-вание, внедре-ние пе-редовых форм и методов учета Учета Анализ Выявление и исполь-зование резервов повышения эфек-тивности хозяйствования Отчет- ности Достовер-ности
Налого-обложения Планирование, прогнозирование
Состояния учета Закон-ности
Права Состояния внутрен-него контроля Полноты
Письма аудиторской органи-зации к клиенту и др.
Выра-ботка рекомен-даций Своевре-менности
Управления и др. Составление финансовой отчет ности Научное обоснование управ-ленческих решений
Правиль-ности
Реальности данных о явлениях, процессах и событиях
Осуществление всех функции управления
Постоянное ведение учета с состав-лением отчетности
Совершен-совование финансо-вого меха-низма
Рис. 1. Функции аудита
Прежде всего аудит как отдельный вид финансового контроля осуществляет функцию независимого контроля за достоверностью, полнотой, правильностью, точностью и своевременностью полученной финансовой информации, законностью совершенных хозяйственных операций, их соответствия требованиям действующего законодательства Республики Казахстан.
Выполняя экспертную функцию, аудитор занимается проверкой финан-совой отчетности организации с целью предоставить аудируемому субъекту аудиторский отчет, в котором он выражает свое мнение о том, насколько достоверны ее данные и отражают ли они действительное финансовое положение и результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия за аудируемый период. При осуществлении этой функции аудитор больше внимание уделяет проверке состояния внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета. Методика аудита их будет изложена позднее.
Являясь орудием управления хозяйствующими субъектами, аудит выполняет управленческую функцию.
Объективность и научная обоснованность принимаемых управленческих решений должны органично «вписаться» в стиль руководителя, любого хозяйственника. Руководить – это значит знать, что делается на управляемом субъекте, и решать. Но для того, чтобы решения носили объективный, научно обоснованный и мотивированный характер, чтобы при их принятии было поменьше интуиции и субъективизма, они должны основываться на достоверной информации, всестороннем понимании состояния управляемого объекта и тенденции его дальнейшего развития. Такое понимание дел руко-водителем любого ранга достигается путем получения и исследования информации о деятельности хозяйствующего субъекта. Немаловажную роль принятия научно обоснованных оптимальных управленческих решений играет аудит, поскольку он в системе управления хозяйствующими субъектами занимает важное место.
В процессе управления хозяйствующими субъектами можно выделить три последовательных этапа: сбор и обработка экономической информации, аудит и анализ ее и принятие управленческих решений.
По своим функциям в процессах управления экономическая информация подразделяется на плановую (нормативную),оперативную, бухгалтерскую и статистическую. Она является связывающим звеном между управляющей системой и управляемым объектом, то есть занимает промежуточное положение между процессом хозяйственной деятельности (управляемый объект), где зарождается информация, и процессом управления (управляющая система), где информация перерабатывается, изучается и используется для повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Воздействие на управляемый объект осуществляется путем выдачи управляющих команд на основе принятых решений (прямая связь) и получения сигналов о состоянии управляемого объекта и выполнении управляющих команд (обратная связь). Эти связи представляются в такой схеме:
Управляющая система
| Прямая | Информацион-ная система | связь | Управляемый объект
|
| ||||
|
Обратная связь
Рис 2. Взаимосвязь управляющей системы с управляемым объектом
Прямые и обратные связи между управляющей системой и управляемым объектом образуют информационную систему управления, представляющая собой совокупность методов и технических средств по сбору, обработке и выдаче необходимой информации.
Сама по себе экономическая информация, обеспеченная различными видами хозяйственного учета, не представляет еще материала для принятия решений. Она лишь отражает совершившиеся хозяйственные процессы, но не раскрывает их сущность. Для принятия же управленческого решения необходима такая информация, которая раскрывала бы сущность хозяйственных процессов, позволяла бы объективно их оценивать, выявлять имеющиеся резервы и определять пути их использования. Чтобы довести экономическую информацию, полученную из информационной системы, до того состояния, когда она может вызывать определенную команду, необходимо сделать дополнительную работу по ее подготовке: отбор, проверку и обработку, что является одним из основных этапов аудита. Однако управленческая функция аудита на этом не завершается. Аудитор должен выполнить аналитические процедуры, являющиеся одним из видов аудиторских процедур и методом получения аудиторских доказательств. Аудитор должен провести аналитические процедуры по выявлению и оценке соотношений между финансово – экономическими показателями, установить какие факторы повлияли на изменение их уровня, определить степень существенности и аудиторского риска.
Аудитор, если он по настоящему заинтересован в продолжении деловых контактов с клиентом, по согласованию с ним, может осуществить анализ финансово – хозяйственной деятельности организации в качестве оказания услуг, соответствующих профилю его деятельности. При этом он должен на базе финансовой отчетности исследовать финансовое положение хозяйствующего субъекта и результаты его финансово - хозяйственной деятельности, выработать соответствующие рекомендации, должен заглянуть глубже в дела проверяемого предприятия, определить его «недомогания и болезни» и назначить подобающее «лечение».
Он делает выводы не только о финансовом положении предприятия на дату завершения проверки, но и о перспективах его развития на ближайшее время, а возможно, и на более отдаленные периоды. С ними аудитор обязан познакомить руководство предприятия, в свою очередь, выслушать его оценки финансового положения и перспективы развития, скорректировать свои выводы, если это необходимо, и изложить их в письменном виде с подробными рекомендациями, направленными на улучшение деятельности предприятия – клиента.
Но, к сожалению, такой анализ не стал обычным, весьма и даже необходимым дополнением к проводимым аудиторами проверкам. Причина здесь заключается в отсутствие социального заказа насущной потребности руко-водства в точном знании финансового положения предприятия и перспектив его развития. По – другому обстоит дело в странах с развитой рыночной экономикой. Аудиторская деятельность там опирается на широкий спектр приемов и методов экономического анализа.
С точки зрения управления, аудит представляет собой этап, пред-шествующий принятию решения, цель которого: установить достоверность полученной экономической информации; дать правильную оценку состояния управляемого объекта и показать, насколько это состояние отличается от требуемого; выявить возможность и пути перевода объекта из фактического состояния в требуемое; подготовить материалы для выбора оптимальных решений. Иными словами, в системе управления аудит занимает промежуточное место между получением информации и принятием управленческих решений.Место аудита в системе управления предприятиями показана в рис.3.
-
Управляемый объект
-
Информация об управляемом объекте
-
Аудит
в том числе аналитические процедуры
планирование | организация | регулирование | стимулирование | контроль |
Принятие управленческих решений |
Рис 3 . Взаимосвязь аудита с функциями управления
Таким образом, без аудита и его аналитических процедур процесс принятия правильных, научно обоснованных управленческих решений практически невозможен. Только с помощью аудита можно объективно оценить деятельность хозяйствующего субъекта и разработать перспективы его дальнейшего развития.
Посредством аудита осуществляется все многообразие функций управления для принятия научно обоснованных управленческих решений.
Как известно, важнейшей функцией управления предприятиями в условиях командно – административной системы являлось планирование, выступавшее в роли сердцевины руководство народным хозяйством. Особенность планирования как функции управления заключалось в том, что планы отдельных предприятий составляли часть единого народно - хозяйственного плана. Разработанные «вверху» контрольные цифры многоступенчато доводились до исполнителей (часто способом «механической разверстки»). Выполнение плана было законом.
Переход к рыночным отношениям не умаляет, а наоборот, возвышает планирование. Парадоксально на первый взгляд звучит формула, что «чем больше рынка, тем важнее план». Но это лишь на первый взгляд. В условиях рынка это уже не жесткое административное планирование, а разработка гибкой стратегии и тактики предприятия, функционирующего в условиях конкурентной экономики, всецело полагающегося на свои силы, жизне-стойкость, коммерческую деятельность, умение точно предвидеть будущее. Каждое предприятие в рыночных условиях должно начинать свое дело с тщательно разработанного бизнес-плана, без которого не может осуществляться хозяйственная деятельность предприятия.
Бизнес – план является не самоцелью, а лишь средством для достижения главной цели, то есть роста дохода и рентабельности за счет увеличения выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных издержках производства и обращения.
Бизнес – план производственного предприятия строится по такой примерно схеме, включающие следующие разделы: введение-резюме; цель производства – перечень выпускаемых товаров (их отличия и преимущества по сравнению с продукцией других производителей); оценка рынка сбыта (поиск необходимой информации и ее анализ); конкурентоспособность по основным параметрам (обьем производства и продажи, качество продукции, уровень цен, средняя прибыль); стратегия маркетинга; план производства (производственные мощности, сырьевые ресурсы, кадры); организационные принципы (производственные службы, их координация, взаимодействие и подконтрольность); правовой статус предприятия (особенно вновь органи-зуемого – частное или коллективное владение, кооператив, совместное предприятие и др.); коммерческий риск и меры, его ограничивающие (профилактика, страхование); финансовый план (включающий данные о реализации продукции, о доходах и расходах, денежной выручке и других поступлениях, баланс активов и пассивов, аналитический расчет безубыточности); стратегия финансирования (ожидаемый возврат вложений); товарно – материальное обеспечение полученных займов от банков, получение прибыли не ниже среднеотраслевой нормы.
Любой из перечисленных выше разделов бизнес – плана невозможно соответствующим образом обосновать без аудита, учета и использования его результатов и рекомендаций. Он необходим и для осуществления других функций управления:
организации производства – оценивает варианты для выбора наиболее эффективной структуры управления производством;
регулирования – оперативно выявляет отклонения от установленных целей;
стимулирования – обеспечивает изучение действующих систем стимулирования, эффективность их влияния на показателей деятельности предприятий;
контроля – обеспечивает данные для проверки исполнения управленческих решений.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что аудит играет важную роль в системе управления хозяйствующими субъектами. Занимая проме-жуточное звено между получением информации и принятием управленческих решений, он является орудием, во-первых, установления достоверности информации, во-вторых, устранения недостатков в работе предприятия и выявления резервов ее улучшения, в-третьих, научного обоснования управленческих решений, в-четвертых, осуществления всех функций управления.
Одной из основных функций аудита является консультативная, которая в странах с рыночной экономикой выдвинута на первое место. Там центр тяжести аудиторской деятельности переместился с проверок и подтверждения достоверности отчетности на оказание консультационных услуг по самым разнообразным вопросам. К ним относятся услуги по: учетным вопросам, налогообложению, правовым, экономическим и экологическим вопросам.
Крупные аудиторские организации могут проводить аудиты и давать консультации по широкому диапазону областей и функций: общее руковод-ство и управление кадрами, трудовыми ресурсами и их подготовка. Некоторые фирмы дают свои консультации в определенных отраслях, например, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, нефтедобывающей промышленности, страховом и банковском деле и т.д.
Своевременно оказанная консультационная помощь позволяет предприятию – клиенту избежать недостатки в учете и ошибки при составлении отчетности. Если аудит финансовой отчетности с выражением мнения по ней для многих предприятий, в первую очередь, акционерных обществ, коммерческих банков, является хотя и обязательной, но разовой процедурой, то текущее консультирование осуществляется аудиторами на протяжении всего года. Это дает возможность предприятию – клиенту заранее подстраховаться от возникновения возможных недочетов и обеспечить доброкачественность отчетности.
Особое значение имеют консультационные услуги по вопросам бухгалтерского учета. Помощь со стороны квалифицированных специалистов в правильной организации бухгалтерского учета, соответствия его международным стандартам, условиям рыночной экономики заметно ограничит потребность в последующих проверках. Соблюдение требований Типового плана счетов бухгалтерского учета, единого подхода к отражению хозяйственных операций на этих счетах позволило выйти на единые по форме отчетов о финансовой положении и совокупном доходе. Единообразие в учете и отчетности позволило в свою очередь полнее использовать весь арсенал способов и приемов аудита для улучшения системы учета и отчетности на основе применения современной вычислительной и организационной техники, самых эффективных форм и методов учета.
Немаловажное значение имеют консультационные услуги по юридическим вопросам и налоговому законодательству. Многообразное влияние юридических вопросов на бизнес может потребовать консультаций по вопросам трудового законодательства, налогообложения, гражданского права и других специальных областей законодательной деятельности, что позволит избежать в будущем неприятности, в том числе санкций со стороны налоговых органов.
Консультирование по вопросом управления направлено на усовер-шенствование системы управления предприятием, повышение ее эффективности, изменение в лучшую сторону социального климата, установления психологической совместимости среди работающих, на подготовку важных управленческих решений.
При проведении консультаций в целях достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские организации должны комбинировать и использовать навыки и умения специалистов – универсалов и узких специалистов, имеющих глубокие знания в отдельных отраслях науки. Будущий успех аудиторских организаций в значительной мере зависит от набора новых услуг, применения прогрессивных методов вмешательства в финансовую деятельность, улучшения качества услуг и честности сотрудничества. Аудиторы, проводящие консультации, должны обладать навыками, необходимыми для решения проблем и обмена опытом; выявления проблем; нахождения нужной информации; анализа и синтеза; разработки предложений для совершенствования финансовой работы, общения с людьми; планирования изменений; преодоления сопротивления изменениям; помощи клиентам в накоплении опыта; передачи методов управления и т.д.
Следовательно, консультирование надо рассматривать как перспек-тивную и неотъемлемую функцию аудита, обеспечивающую практические советы и помощь. Зарубежный опыт аудиторской деятельности свидетельствует, что экспертиза финансовой отчетности составляет чуть больше половины ее общего объема, а оставшаяся работа приходится на консультационные услуги.
В связи с переходом страны к рыночной экономике требуется существенно улучшить систему консультирования, расширив ее и повысив коэффициент полезного действия. На данном этапе это целесообразно осуществить путем:
создания совместных консультационных фирм, которые наряду с консультационными работами осуществляли подготовку профессионалов – консультантов;
привлечение экспертов и консультантов из западных фирм.
Аудит осуществляет непосредственно производственную функцию.
Аудиторские организации на договорной и платной основе непосредственно выполняют обязанности бухгалтера: налаживают учет, внедряют его передовые формы и методы; составляют отчетность и т.д. При осуществлении данной функции проверки и подтверждение достоверности отчетности должны проводить иные независимые аудиторские организации.
И, наконец, аудит выполняет информационную функцию.
Информация в виде аудиторского отчета, писем к руководству клиента и др., полученная в ходе аудита и его завершении, используется в процессе управления на различных его уровнях и различными пользователями для принятия решений. Например, по результатом аудита могут быть выявлены недостатки в системе управления и представлены рекомендации по их устранению. Данная информация используется менеджерами аудируемого субъекта для принятия мер по устранению недостатков в процессе управления. Целый ряд услуг, оказываемых аудиторами, непосредственно связан с определенными функциями управления: это разработка бизнес – планов, проведение анализа, управленческое консультирование и др. Отсюда еще раз видно, что аудиторская деятельность оказывает влияние на процесс управления деятельностью организаций.
Таким образом, аудит в рыночной экономике играет важную роль в деятельности всех без исключения участников хозяйственного оборота неза-висимо от форм собственности. Он обеспечивает получение всеми пользователями достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов и тем самым способствует установлению доверия между партнерами, нормальному их функционированию, развитию наиболее перспективных организаций, устранению выявленных недостатков, принятию оптимальных управленческих производственных и финансовых решений, оздоровлению и укреплению их финансового положения и в целом повышению эффективности рыночной экономики.
- Курс лекций
- Тема 1 «Содержание аудита и его роль в рыночной экономике»
- Содержание, сущность и значение аудита
- История развития аудита
- Цель и задачи аудита
- 1.4. Роль аудита в рыночной экономике
- 1.5. Возникновение, становление и перспективы развития аудита в Республике Казахстан
- 1.6. Современное состояние рынка аудиторских услуг в Республике Казахстан